Все ее сыновья

Когда заводишь семью, главное — иметь нравственное здоровье ...Они ждали гостя прямо в прихожей. И стоило появиться на пороге, как сразу начали знакомиться. — Даник, — протянул руку самый высокий, хоть, как потом выяснилось, всего третьеклассник. Следующий “по ранжиру” представился более солидно: Станислав. Назвались Андрей, немного застеснявшись и потупив взор, и “Саса”. Последний, двухлетнее божественное создание, улыбаясь лукаво, сразу же залился звонким смехом.

Не успели после встречи зайти в просторную светлую столовую, — при такой семье в меньшей и поместиться было бы трудно, как Данька  с Андреем “дуэтом” прочитали стихотворение. А потом старший не утерпел и похвастался, что играет на аккордеоне. И вскоре все слушали незатейливую и не совсем уверенную детскую мелодию. Уже потом выяснилось, что Даниил первый год ходит в музыкальную школу, и преподаватель выставляет ему одни “десятки”.
Все это время двенадцатилетний Дмитрий сидел за столом и что-то рисовал. Представлялся он уже спокойно и с достоинством, как и полагается старшему брату. Однако не утерпел, чтобы не показать гостю одно из своих художественных произведений — фантазию на вольные темы. А на вопрос, что изображено на картине, уверенно ответил:
— Не знаю, так мне подумалось.
— Когда заводишь большую семью, главное — это нравственное здоровье, — вступила в беседу мама Валентина Александровна Мельникова. — Все от него. Потому что больше всего именно оно передается детям. Нравственное же уродство хуже физического. Конечно, количество детей, наверное, следует соизмерять с материальными возможностями семьи. Но не только с зарплатой родителей. У нас, например, свое подсобное хозяйство, где и огород, и скот. Дает оно не только материальные блага, но и возможность приучить детей к труду. Работаем всей семьей, и каждому находится дело.
Данька, который, как считает мать, наверное, будет милиционером, поскольку к форме и спецтранспорту неравнодушен, между тем похвастался, что скоро у него будет свой конь. Такой, как у дедушки с бабушкой, живущих в Белыничах. На что отец, Дмитрий Александрович, заметил: мол, сыновья — все казаки. Жаль только, что нет в семье дочери — помощницы мамке. А “казаки”, несмотря на всю свою “удаль”, подчас за проступки получают. И не только от отца.
— Все равно мы — друзья, — утверждает мама. — И ими остаемся всегда. А друзья не должны врать друг другу. Такая искренность отношений может стать нормой только тогда, когда она существует между родителями. Дети замечают все и, как губка воду, впитывают в себя. Такому же воспитательному принципу меня научила бабушка по материнской линии. Ей всю войну и позже довелось одной выводить в люди девятерых детей, когда дедушка не вернулся с фронта. И мы с ней, несмотря на разницу в возрасте, были настоящими подружками. Такие же отношения стремлюсь привить и в своей семье. Хотя это совсем непросто. Ведь мои дети такие разные! И по характеру, и по натуре. Но каждый из них — “осколочек” моей души.
Духовность, как и духовную близость, Мельниковым крепить помогают христианские ценности, которые в семье почитают. И не отвергали даже в коммунистические времена. Дмитрию Александровичу не суждено было стать доктором, о чем мечтал в детстве. Но, закончив в Минске Библейский институт, поучившись в международном университете в Австрии, он глубоко постиг веру и теперь старается лечить духовные “болезни” людей, хотя и не обличен саном священнослужителя. А взгляды жены на воспитательный процесс поддерживает и разделяет полностью, поскольку в этом аспекте на нее ложится основная нагрузка. Как и по дому. Поэтому с наступлением весны бесполезно искать хозяйку по телефону. Если погода благоприятствует, Валентина Александровна в огороде, на подворье. Сейчас она считается в отпуске по уходу за Сашей-младшим. Но по утрам, отправив на семейном микроавтобусе всю мужскую “рать” на работу, в школу, детсад (ребята посещают могилевские СШ-15 и детсад-108, поскольку деревня Николаевка-2 буквально в двух километрах от них), старается к их возвращению сделать самое неотложное. Все — не получается: слишком много набирается.
...На стенах большого деревенского дома Мельниковых висят картины. С разными сюжетами, в разной технике исполнения. Это — мамины произведения. А в это время лучшие “произведения” затеяли между собой какую-то игру и в соседней комнате визжат от восторга. Мама этому только улыбается: в семье нет причины для слез.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter