Все довольны!

Юбилейный «Лiстапад» подвел итоги

Юбилейный «Лiстапад» подвел итоги


Нередко случается, что оглашение итогов какого–нибудь импозантного международного фестиваля может начисто перечеркнуть всю его ценность. Ведь сегодня кино все чаще оценивается не по своим художественным качествам, а в угоду сиюминутной конъюнктуре. Девальвация авторитета международных фестивалей как тонкого инструмента селекции кинопроцесса очевидна. Прошла мода на увенчанные призами иранские ленты, замер в нерешительности после череды громких побед южнокорейский кинематограф. Теперь корону любимчиков европейской киноэлиты примеряют румынские киномастера с их неприкрытой «правдой жизни» и жестким реализмом повседневности. Что радует, оглашенные итоги завершившегося в столице XV Минского международного кинофестиваля «Лiстапад» подведены достаточно принципиально, без привкуса архаичной фестивальной этики по принципу «Ты — мне, я — тебе» и без оглядки на вкусы фестивалей класса «А». Тем, кто видел большую часть фестивальной программы, ничего не остается, как согласиться с этим выбором.


Приз Президента Республики Беларусь «За гуманизм и духовность в кино» получил известный режиссер Александр Франскевич–Лайе за картину «В июне 41–го», собравшую крепкую белорусско–российскую актерскую команду. Гран–при «Лiстапада» получил новый фильм неоднократного призера фестиваля, известного российского кинорежиссера и общественного деятеля Станислава Говорухина «Пассажирка». Исполнительница главной роли Анна Горшкова, представлявшая фильм в главном зале прошедшей кинонедели — кинотеатре «Октябрь», смогла полностью насладиться своим триумфом. Новый фильм Станислава Говорухина — снова абсолютно зрительское кино. Говорухин — один из немногих, кто не морочит зрителю голову визуальными поисками, умеет сочетать интересный сюжет, динамику, красивую «картинку». В некоторых кадрах «Пассажирки» чистота стиля напоминает лучшие работы Говорухина. Объяснимо это прежде всего великолепной работой художника–постановщика фильма Валентина Гидулянова, превратившего некогда зимний советский Крым в заброшенный английский остров из ленты «Десять негритят».


Также в тройке лидеров оказались: румынский фильм Кристиана Немеску «Мечты о Калифорнии» и долгое время удерживавшая лидерство в зрительском рейтинге комедия Ивана Павлова «На спине у черного кота».


Что касается мнения жюри кинематографистов во главе со Светланой Дружининой, то оно обошлось без неприятных сюрпризов. Приза за лучшую режиссуру был удостоен один из самых известных фильмов конкурса — «Безмолвный свет» Карлоса Рейгадаса.


А вот лучшие актеры нашлись в картинах: «Мечты о Калифорнии» (приз «За лучшую мужскую роль», Разван Василеску), «Москва, Бельгия» (приз «За лучшую женскую роль», Барбара Сарафьян), «КрУжовник» (приз «Лучшей актрисе второго плана», Ульяна Лаптева), фильм «О`Хортен» (приз «Лучшему актеру второго плана», Тронд Вигго Торгерсен). Кстати, именно этот фильм оценило и жюри кинопрессы, вручив этой меланхоличной норвежской истории свой фирменный приз «Фильм как явление киноискусства». Также не остались без внимания фавориты конкурса: лента «Контроль» Антона Корбайна (диплом «За лучший актерский ансамбль») и «Визит оркестра» Эрана Колирина (диплом «За лучший сценарий»).


В общем, мое ощущение, что ни одна талантливая работа «Лiстапада» в этом году не прошла незамеченной, — чистая правда...


Личный интерес


«Как–то неуютно я себя чувствую, будто не в своей тарелке», — признался после фестиваля его бессменный председатель народный артист СССР и Беларуси Ростислав Янковский. Приз за лучшую мужскую роль в белорусско–российском телефильме Александра Франскевича–Лайе «В июне 41–го» явно стал для Ростислава Ивановича большой неожиданностью...


— С моей точки зрения, эта картина насыщена отличными актерскими работами, — утверждает Янковский. — Чего стоит одна роль Сережи Безрукова! Да и сын мой, Володя, там очень достойно играет... О себе могу сказать только, что снимался у Франскевича–Лайе с огромным удовольствием. И я счастлив, что такое слово, как патриотизм, сегодня по–прежнему не стыдно произносить. Хотя большинство из нас готово с иронией относиться практически ко всему, но такие понятия, как патриотизм, любовь, очевидно, и сегодня не утратили своего значения...


— Обсуждая нынешний «Лiстапад» за кулисами, гости единодушно сходились во мнении, что с каждым годом уровень нашего фестиваля растет. И, кстати, больше никто не называет его «игрушкой Янковского»...


— Едва ли такое дорогое и сложное событие можно назвать игрушкой. Теперь все гораздо больше и серьезнее... Когда на нынешнем «Лiстападзе» члены жюри обсуждали современный кинематограф, говорили о взаимоотношениях режиссеров с критикой, я вдруг поймал себя на мысли: неужели это происходит наяву? Неужели за 15 лет нам с директором «Лiстапада» Валентиной Степановой удалось довести этот фестиваль до того, что здесь идет такой серьезный разговор? Опять же, именно сейчас я впервые почувствовал, что «Лiстапад» стал по–настоящему международным. 45 стран, вдумайтесь только! А с каким интересом к нам приезжают иностранные гости... Такое дело жалко бросать. Думаю, когда–нибудь сюда станут приезжать и международные продюсеры со своими новыми картинами, еще не показанными на других фестивалях. Впрочем, уже сегодня наш «Лiстапад» достоин уважения и, главное, любви — не сомневаюсь, зрители со мной согласятся.


— Но фестиваль завершился, и теперь вы снова в первую очередь актер. Полагаю, скоро мы увидим вас в новой роли?


— Уже репетирую! Но, если позволите, ничего больше не буду говорить, боюсь сглазить...

 

Фото Александра Дмитриева.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter