ЗА почти 45 лет с момента создания Лидский государственный музыкальный колледж подготовил сотни талантливых музыкантов. Большинство из них — ребята из села. В принципе, это и есть костяк оркестра русских народных инструментов. Коллектив имеет звание заслуженного, а в последние годы неизменно занимает призовые места и на международных конкурсах. Корреспондент «СГ» побывал на репетиции оркестра.
В БОЛЬШОМ концертном зале колледжа собралось под 40 человек. Каждый тщательно настраивает инструмент, пробует разыграться. Через несколько минут входит руководитель оркестра русских народных инструментов Елена Сечко. Раздает указания юным исполнителям, вносит рокировки в состав. Легкое движение руки дирижера – и все участники, как по волшебству, становятся единой машиной, у которой любой шаг отточен и известен заранее. У ребят получается складно исполнить композицию с первого раза.
Четверокурсница Виолетта Жегздринь приехала в Лиду из Радуни, играет на аккордеоне, но в оркестре чаще всего отвечает за ударные: «Наш коллектив научил меня быть ответственной, терпеливой и, если так можно выразиться, универсальной. Только в больших музыкальных оркестрах можно отточить навыки игры на других инструментах. А еще это – огромный опыт».
Похожая ситуация и у ее однокурсника Константина Зарецкого из Ошмян: профильный инструмент музыканта – баян, однако много времени он проводит за балалайкой, альтом и ударными. По словам парня, такая ситуация его привлекает: «Чем больше человек умеет, тем выше его ценность для коллектива».
Сегодняшняя репетиция продлилась меньше обычного: оркестр только что вернулся с итальянского конкурса Cittа di Lanciano, где стал первым в очередной раз. Однако тренироваться надо регулярно – только так можно поддерживать отличную музыкальную форму.
ЖЕСТКИЕ, но необходимые правила и традиции вырабатывались в оркестре десятилетиями. Он создан еще в 1973 году — в первый год работы Лидского музыкального колледжа. У его руля тогда стал Николай Мякшило, который вплоть до 1986-го был бессменным руководителем. Он до сих пор работает в колледже. Нынешний руководитель, заместитель директора по учебной работе Елена Сечко, тоже в свое время играла в этом коллективе:
— В 1982 году я пришла в колледж и сразу попала в оркестр. С небольшими перерывами выступала в нем до 2007-го, когда возглавила коллектив. Самая сложная часть работы заключалась в том, чтобы добиться органичной слаженности и взаимопонимания всех музыкантов. Представьте, более сорока абсолютно разных людей пытаются быть единым организмом, который при этом исполняет музыкальное произведение. К тому же каждый год от нас уходят выпускники и приходят первокурсники – коллектив ведь учебный. С новичками все начинаем сначала.
СЕЙЧАС кабинет руководителя заставлен различными кубками и другими призами. Одна из стен, как Доска почета, – вся в грамотах и благодарственных письмах. Сама Елена Эдуардовна помнит наизусть историю каждой награды: «Вот это мы привезли из Бельгии, это — из Франции, а это – из Италии». Первым серьезным европейским вызовом стал международный музыкальный фестиваль молодежи (FIMU-2011) во французском Бельфоре:
— В 2010 году нашли интересный конкурс, на который съезжаются артисты со всей Европы. За год до его проведения подали заявку, отправили несколько музыкальных композиций в нашем исполнении, в итоге попали в число участников.
Поездка оказалась успешной, и коллектив из далекой Лиды пленил французскую публику. Однако белорусским музыкантам она запомнилась еще и по другим причинам. Когда все собирались уезжать, две участницы оставили в отеле нерабочий утюг и пару концертных туфель. Лишь по возвращении в Беларусь вспомнили о пропаже. А через несколько дней организаторы фестиваля позвонили Елене Эдуардовне. Сообщили, что утюг починили и отправят его вместе с обувью, несколькими дисками с выступления оркестра и вырезками об этом событии из местных газет. Через три дня ценная посылка была доставлена по назначению.
УКРАИНА, Болгария, Италия, Испания – где бы ни играл оркестр, отовсюду привозил победы, Гран-при и призовые места. Особенно запомнилась поездка в бельгийский Неерпельт на Европейский музыкальный фестиваль. Сюда приехали не только европейцы, но и азиаты, в частности китайцы и японцы. С последними связана любопытная история: «В программе фестиваля отдельным пунктом было сольное выступление нашей девочки на цимбалах. Она так зажгла, что японские музыканты еще 15 минут после окончания не могли прийти в себя». В итоге в Неерпельте Лидский оркестр русских народных инструментов завоевал Гран-при и выступал на закрытии фестиваля. Билеты на него стоили по 50 евро, однако центральная площадь, где все проходило, была забита до отказа. Наш коллектив несколько раз вызывали на бис.
Комментарий
Директор Лидского государственного музыкального колледжа Елена СЕРЯКОВА:
— Колледж полностью ориентирован на работу с сельской молодежью. Это подтверждают цифры: только 20 процентов обучающихся у нас живут в Лиде или приехали из других городов. Мы также стараемся поддерживать детей из малообеспеченных и многодетных семей. Главное, что можем им предоставить, — качественное музыкальное образование за счет средств бюджета, которое ценится не только в Беларуси, но и в странах ближнего и дальнего зарубежья.
Как наши сельские музыканты покоряли Европу
Все дороги ведут в Рим, а музыка - в Лиду
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.