Все дороги ведут в Беларусь

Крупнейший транспортно-логистический центр с объемом инвестиций около 2 миллиардов долларов может быть создан под Минском. Современный комплекс с собственным терминалом для отправки и приема грузовых самолетов, как ожидается, позволит Беларуси более эффективно использовать два трансевропейских транспортных коридора, пересекающих Беларусь с запада на восток и с севера на юг.

Принимает поток
на себя
Москва как крупный логистический центр уже не в состоянии обработать возрастающие грузопотоки, в западных странах нет свободных площадей для расширения имеющихся или строительства новых комплексов. “В этой ситуации Минск может принять на себя часть нагрузки, которая сейчас приходится на Москву, Варшаву, Дюссельдорф, другие крупные логистические центры Европы”, — уверяет Игорь Кононенко, руководитель одной из белорусских компаний, которая в сотрудничестве с российскими партнерами продвигает этот амбициозный проект в Беларуси.
Две авиакомпании, два автотранспортных предприятия, терминал с тремя-четырьмя взлетно-посадочными полосами, собственные электрогенерирующие мощности — это далеко не полный список всего того, что планируется разместить на площади около 700 гектаров на территории свободной экономической зоны вблизи Национального аэропорта “Минск”. Группа зарубежных инвесторов, которая уже приняла участие в создании более десяти аналогичных логистических центров, имеет достаточно средств, чтобы инвестировать в Беларуси капитал даже при условии окупаемости проекта через тридцать лет.
Из варяг в греки
и по шелковому пути
За последние пять лет транзит только автомобильного грузового транспорта через Беларусь увеличился вдвое, а за десятилетие объем получаемой выручки вырос в десять раз. Но в силу разных причин некоторые потоки все еще идут в обход Беларуси. Однако, если создать сеть крупных логистических центров, можно изменить ситуацию в свою пользу.
Автотранспортные предприятия из ЕС, чья техника уже должна соответствовать классу Евро-4 и Евро-5, даже не рискуют отправлять свой транспорт, например, в зауральскую часть России или Казахстан: там просто не смогут заправить такую технику топливом соответствующего высокого качества. А азиатским и ближневосточным отправителям нужна перевалочная база, с которой бы грузы небольшими партиями направлялись в разные страны европейского континента.
По данным специалистов Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси, только, например, бельгийская компания заявила о стремлении вложить около 250 миллионов долларов в создание инфраструктуры логистического центра около Национального аэропорта “Минск”. В реализации аналогичных проектов заинтересованность проявили инвесторы из России, США, Ирана, других стран. Объем их вложений, по экспертным оценкам, может составить до 1 миллиарда долларов. Как предполагается, строительство развернется в первую очередь на территории свободных экономических зон, то есть около столицы и каждого областного центра — Гродно, Витебска, Могилева, Гомеля, Бреста.
Работа с гарантией
Столь масштабные инвестиции, как ожидается, позволят зарабатывать на транзите значительно больше, чем сегодня, обеспечат заказами работников белорусских транспортных предприятий, принесут выгоду другим отраслям экономики.
От вложений в модернизацию транспортной инфраструктуры на самих перевозчиков приходится только треть выгоды, — рассказывает начальник отдела развития транспортной деятельности и логистики Минтранса Сергей Кучинский. — Две трети получают другие отрасли. Скажем, сельхозорганизации, которые без потерь доставят зерно на место, врачи, которые вовремя подоспеют на “скорой” и которым потом не придется тратиться на дорогостоящее лечение.
Сегодня в работе белорусских перевозчиков транзитные грузы составляют около 40 процентов, то есть из десяти автомобилей шесть выполняют заказы отечественных клиентов, а четыре — иностранных. При этом львиная доля транзитных перевозок связана с Россией. До последнего времени белорусские автоперевозчики в этой стране ежегодно получали в среднем около 60 тысяч разрешений на доставку грузов из России в Евросоюз и обратно. Однако это количество постепенно уменьшается. На всю большую Украину сегодня выдается только 9 тысяч аналогичных разрешений. “Где гарантия, что и наши водители в перспективе вдруг не окажутся без работы?” — призывают задуматься специалисты.
Лучше едут — больше заработаешь
С развитием логистической инфраструктуры медлить ни в коем случае нельзя, советует поторопиться Сергей Кучинский. Та же Украина активно вкладывает средства, чтобы направить азиатско-европейский транзит через собственную территорию. Главная задача заключается не только в том, чтобы построить склады и дороги, но и обеспечить эффективное информационное взаимодействие, включить Беларусь в общемировые логистические “цепочки”.
Для ускорения реализации планов, по мнению экспертов,  форсировать принятие закона о концессиях, с помощью других правовых актов создавать благоприятный инвестиционный климат.
Чтобы иностранные грузы устремились через Беларусь, необходимо, и это хорошо понимают в правительстве, улучшать состояние дорожной инфраструктуры.
Поэтому в госпрограмме “Дороги Беларуси” на 2006—2015 годы предусмотрена модернизация дорог на всех направлениях международных транспортных коридоров с увеличением их несущей способности до 11,5 тонны на одиночную ось. Также планируется повышение технического уровня республиканских дорог, соединяющих Минск с областными центрами, реконструкция наиболее грузонапряженных участков  дороги с четырьмя-шестью полосами движения общей протяженностью 314 километров. За эти десять лет в Беларуси построят обходы 11 городов. Только в нынешнем году предполагается капитально отремонтировать с доведением несущей способности до 11,5 тонны на ось 227 километров международных транспортных коридоров. До 2011 года в стране собираются построить свыше 600 объектов придорожного сервиса.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter