Известный санкт-петербургский композитор Леонид Левашкевич привез прекрасный подарок белорусским ветеранам Великой Отечественной войны к Дню Независимости страны – благотворительную концертную программу «Дорога любви».
Не представить на суд белорусских зрителей свои музыкальные произведения Леонид Левашкевич просто не мог: малая родина композитора – именно белорусская земля. Родом он из Вилейки, поэтому связь с братской соседкой поддерживает постоянно. Тем не менее презентовать свою концертную программу в Минске белорусскому петербуржцу довелось впервые. Насколько оправдались ожидания маэстро от этого мероприятия, я поинтересовалась у него во время совместной прогулки по улицам белорусской столицы.
– Эмоции от концерта, проведенного в Минске, только положительные, – у моего собеседника загорелись глаза. – Это первая наша встреча не только с творческим коллективом Белорусской государственной филармонии, но и с белорусской публикой в принципе. В первую очередь хотел бы отметить прекрасную организацию как концерта, так и репетиций, а их всего было четыре: в опоздании никто из творческих сотрудников замечен не был. С белорусскими музыкантами у нас сложилось полное взаимопонимание. С первых же совместных репетиций я понял, что этому оркестру нравится та музыка, которую он исполняет. Некоторые из музыкантов даже, отложив инструмент, пускались в пляс под чарльстон, вальс или танго.
Да и белорусская публика – одна из самых благодарных. Каждый номер концертной программы оканчивался бурными овациями и криками «Браво!». А под занавес мероприятия зал аплодировал музыкантам стоя. Это, как говорят артисты, высшее признание зрителей, когда им уже не хватает просто слов и аплодисментов, чтобы выразить свое восхищение. И мне такая реакция, естественно, очень приятна. Очень хочется, чтобы с моих концертов люди уходили наполненными некой духовной энергией. И если это так, то моя задача как композитора выполнена. Именно к такой музыке нужно приучать и нынешнюю молодежь.
– Кстати, на ваш взгляд, как можно заинтересовать подрастающее поколение симфоническими мелодиями?
– Молодежь отказывается от походов на концерты симфонической музыки просто потому, что они ни разу не были свидетелями живого выступления музыкантов, исполняющих подобные произведения. Поэтому, на мой взгляд, нужно проводить больше рекламных кампаний. Скажем, перерыв выступления «тяжелой» рок-группы можно заполнить живым исполнением классической музыки, чтобы таким образом обратить на нее внимание подрастающего поколения. Только не стоит пугать молодежь сложными академическими композициями, а дать им послушать чарльстон или польку. И тогда они поймут, что классика – это не так уж и страшно.
– А как вообще возникла идея создать программу «Дорога любви»?
– Работа над этим интересным проектом была закончена два года назад, и в прошлом году мы впервые представили его питерской публике, приурочив концерт к 65-летию Великой Победы. Программа эта берет свое начало от одноименного триптиха, посвященного погибшим в Великой Отечественной войне и ее ветеранам. Затем мы присоединили к нему и другие произведения, которыми хотели донести до зрителя главную мысль: все добро на земле делается через любовь – к детям, к семье, к родине.
Концерт «Дорога любви», который состоялся в Минске, мы посвятили белорусским ветеранам, 70-летию начала войны и Дню Независимости Беларуси. Немалая заслуга в организации мероприятия принадлежит питерским ветеранам, корни которых находятся именно в Беларуси. Через свою музыку я хотел еще раз выразить слова благодарности тем, кто, не жалея сил, сражался на поле боя до последней капли крови. В этой программе нет злых нот, вся музыка, звучавшая на сцене минской филармонии, – добрая, открытая, понятная и разножанровая. Здесь есть как веселые композиции, так и те, которые трогают за душу. Кстати, танго, чарльстон и регтайм, которые я привез в Минск, можно смело назвать премьерными: именно белорусская публика стала первым слушателем этих произведений.
– Вы родом из-под Вилейки. А как оказались в Питере?
– Поехал туда поступать в вуз – поступил и остался навсегда. Кстати, по диплому я врач, но вся моя жизнь была связана именно с музыкой. Еще в Вилейке я окончил музыкальную школу по классу аккордеона, где, кстати, был далеко не самым прилежным учеником. Потом увлекся гитарой. Переехал в Питер – сел за рояль, который был предназначен для дочери, но она особого интереса к этому музыкальному инструменту не проявляла. Хотя мне как композитору этого не понять, ведь музыка прекрасна, с ее помощью можно выражать чувства без слов. Например, если вы хотите признаться своей второй половинке в любви, подарите ей мазурку. Но с другой стороны, музыка – это один из самых сложных видов искусств: в течение пяти минут – времени, пока звучит мелодия, ты должен рассказать о целой жизни. А это порой бывает тяжело.
– А назад, на малую родину не тянет?
– В Санкт-Петербурге я живу более 35 лет. И за это время настолько привык к этому городу, к этому ритму жизни, что покидать его уже не хочу. Я искренне удивляюсь тем людям, которые навсегда уезжают из Питера: как можно променять его на что-то другое! Вся моя любовь к Санкт-Петербургу отражена и в моих произведениях, их названия говорят сами за себя – «Петербургский вальс», «Кронштадтский вальс», «Фонтаны Петергофа». Из окна моей квартиры открывается прекрасный вид – Петропавловская крепость и Нева, а шпиль крепости отражается в крышке рояля, поэтому сочинять музыку в такой обстановке вдвойне приятно.
А на родине, на Минщине, в родной Вилейке, стараюсь бывать каждый год. Вместе с братом, который также перебрался в Санкт-Петербург, мы регулярно приезжали сюда к маме, которой, к сожалению, в прошлом году не стало. Тем не менее после концерта в Минске мы решили не отклоняться от привычного маршрута и по дороге домой заехали в родной город, где у нас состоялась встреча с моими одноклассниками. Многие из них присутствовали и в зрительном зале филармонии, среди приглашенных был и мой преподаватель музыки Валерий Васильевич Щеголев. По окончании концерта он подошел ко мне и сказал, что очень гордится своим учеником. Для меня это была лучшая похвала.