Все деньги в гости к нам

Беларусь не раз критиковали за отсутствие свободного рынка валюты и ценных бумаг...

Балтийское море – торговое окно в Европу. Финансовые же двери находятся в Лондоне. К столице мирового капитала ведут несколько путей. Один из них – через международные биржевые площадки. По такой дороге к глобальным инвесторам отправились многие страны Восточной Европы и СНГ. Но сегодня после волн взлетов и падений котировок очевидно: в финансовых вопросах лучше обходиться без посредников. Кстати, после мировых валютно-биржевых вакханалий белорусские активы и инвестиционный потенциал только увеличились. Не исключено, что сегодня Сити уже ждет наши коммерческие предложения.

В различных отчетах международных аналитиков за последние годы не раз приходилось читать: лучший магнит для капитала — стабильность и прогнозируемость. Традиционно эти факторы инвестиционной привлекательности всегда ставились в основу доказательства конкурентоспособности западной экономики по сравнению со странами СНГ. В том числе и с Беларусью. Впрочем, доля истины в таких выводах была. Перестроить экономическое законодательство и административную систему с командно-плановых экономических принципов на рыночные – процесс достаточно продолжительный и болезненный. Но самый сложный этап республика уже прошла. Так или иначе, концептуально стройная правовая база в стране выстроена. Причем экономическая модель за последние несколько лет продемонстрировала на практике свою конкурентоспособность и устойчивость.

Беларусь не раз критиковали за отсутствие свободного рынка валюты и ценных бумаг. Но последние события показали: зависимость реального сектора экономики от биржевых котировок превращает реальные промышленные активы в игрушки в руках финансистов. Не добавляет стабильности и перманентная изменчивость валютных курсов. Строить долгосрочные прогнозы в такой ситуации практически нереально. А это самое худшее для инвестора.

Белорусская экономика лишена столь гнетущего влияния внешних факторов. Курс национальной валюты надежно привязан к доллару коридором в 2,5 процентного пункта. Фондовый рынок, действительно, развит слабо. Но этот фактор сегодня уже можно считать за благо. Активы обладают реальной стоимостью, а не котировочной – величиной крайне изменчивой.

Кризис ликвидности на мировых финансовых рынках, конечно, создает некоторый дефицит капитала. Но, опять же, его не хватает для покрытия издержек биржевых спекуляций. А для перспективных проектов деньги всегда находятся. Да и потом, даже во времена финансовых крахов богатство-то, по сути, никуда не исчезает. Оно только меняет хозяев. Поэтому и сегодня можно говорить о кризисе не в мировой экономике, а у отдельных предпринимателей мирового масштаба.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter