Чем дальше развивается турецкая история, тем больше она вызывает вопросов

Все дело в маятнике истории

Чем дальше развивается турецкая история, тем больше она вызывает вопросов. Казалось бы, путч подавлен, виновные генералы позорно выставлены на весь мир, чистки проведены по всей стране, а ликующий народ демонстрирует верность президенту Эрдогану на всех улицах и площадях. Все ясно, все понятно?


Фото РЕЙТЕР

Но тем не менее Реджеп Тайип Эрдоган ввел в стране режим ЧП сроком на три месяца. Экстренный режим позволит президенту и правительству вводить новые законы без одобрения парламента, а также ограничить или вовсе отменить то, что на Западе называют основные права и свободы. Сам Эрдоган говорит, что таким образом он сможет быстро и эффективно бороться со сторонниками провалившегося путча. А на Западе опасаются, что светская республика Ататюрка окончательно превратилась в исламскую автократию. Во всех влиятельных европейских СМИ Эрдогана уже открыто называют новым «султаном».

Лично мне, очарованной романами турецкого писателя Орхана Памука, знакомой с турецкими журналистами, политологами, свободно говорящими по–английски, с трудом верится, что они повернут в ту сторону жестких религиозных режимов, где находятся некоторые их соседи. Все эти черные паранджи, наказания палками, законы шариата... Ну нет, турки все–таки гораздо более продвинутые и модернизированные.

Но есть и другая картина. Вспомним знаменитые кадры на мосту, где взбешенная толпа чуть ли не резала головы военным, сбрасывала их с моста... Правда и то, что в последние годы в Турции популярно такое понятие, как «неоисламский мачизм». Эти крутые молодые люди, мачо, объединены именно исламом так, как они его понимают. А понимают они в нем прежде всего силу. И появилось это не сегодня, а в последние пять–десять лет.

Почему? Потому что именно президент Эрдоган проводит такую политику. Вначале исчезновение СССР, а затем разрушение режимов Ближнего Востока вызвало в Турции вполне естественное стремление заполнить вакуум, возникший по периметру границ. Более того, экономически сильная в начале 2000–х Турция вполне закономерно претендовала на роль регионального лидера. И тут пришел Эрдоган, властный, сильный лидер, который использовал идеологию неоосманизма как для укрепления позиций Турции в регионе, так и для укрепления своего собственного лидерства. Султан? Скорее, опытный политик, который использует исторические идеологемы. Неоосманизм — это те же «духовные скрепы», чтобы удержать власть. С приходом к власти умеренно исламской консервативной Партии справедливости и развития под началом Эрдогана османская гордость стала переполнять как сердца многих простых людей, так и речи политиков. «Да, мы «новые османы». Великие державы наблюдают за этим с растерянностью», — заявил бывший министр иностранных дел Турции А.Давутоглу, соратник Эрдогана.

В свое время основатель современного турецкого государства Кемаль Ататюрк повернул турков на европейский путь. А сегодня главный редактор «Немецкой волны» прямо написал, что «вступление Турции в ЕС исключено, под сомнением и членство в НАТО».

И, наверное, эти опасения сегодня не напрасны. Турции осталось ввести смертную казнь и президентскую республику — а именно это должно стать политическим итогом неудавшегося путча, — и тогда геополитический разворот неизбежен. Тут дело даже не в мелких спорах чиновников ЕС с Анкарой о том, что демократично, а что нет. Эрдогану не нужен парламент, народ на его стороне, так же, как имамы, так что демократизма в прямом понимании этого слова у него предостаточно.

Все дело в маятнике истории. И Ататюрк в начале прошлого века, и Эрдоган в начале этого знаменуют конец эпохи. Какая бы система ни была, со временем проблемы накапливаются в любой из них. Ведь решения принимаются исходя из политической конъюнктуры, а не из здравого смысла. Когда количество накопленных проблем достигает критического уровня, приходит новый человек на прямо противоположных лозунгах.

В Турции не отказываются от наследия Ататюрка, но лозунги сегодня новые, потому что люди скептично относятся к либеральной западной модели. Она не решает сегодня многих проблем. Появились другие, местные, национальные системы, такие, например, как укрепившаяся за последние годы «турецкая модель». Западу сегодня не ругать ее надо, а осознать свое место и значение в этом появившемся многообразии. И касается это не только Турции.

Ну а пока в западных СМИ вовсю ополчились на Эрдогана, ожидая его поражения. Если даже он и проиграет, Турция вряд ли вернется на указанный ей из Брюсселя путь. «Неоосманская гордость». «Неоисламский мачизм». Все это уже есть. И кстати, на Западе очень любят упрекать в «мачизме» Путина, предрекая сближение Турции и России.

Что ж, это сближение уже началось. Два лидера, так же, как и две страны, имеют много схожего, единственное противоречие — это гегемония в регионе. Но в то же время последние поколения турков и россиян, так же, как и белорусов, оказались сильно объединены деловыми связями. И на самом деле именно эта идея взаимовыгодного сотрудничества объединяет всех.

romanova@sb.by

Советская Белоруссия № 139 (25021). Пятница, 22 июля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter