В карьеры придет электрический «БелАЗ»‑гигант

Все дело — в батарейке

БЕЛОРУССКОМУ автозаводу из города Жодино под Минском принадлежит немало рекордов. Здесь создан самый мощный карьерный самосвал в мире грузоподъемностью 450 тонн. Недавно в России началась эксплуатация в реальных условиях белорусского самосвала‑беспилотника. И вот на предприятии анонсировали создание еще одной инновации мирового уровня. Уже в этом году здесь планируют собрать первый тяжеловоз, где привычный дизельный двигатель заменят электрические аккумуляторы. При этом разработчики исходят из самых современных экологических стандартов и «зеленых технологий», предусматривающих глобальный переход на альтернативные источники энергии. Это позволит, в частности, значительно снизить загазованность воздуха в карьерах, особенно глубоких.

Долго «зеленый» самосвал ждать не придется. Первый экземпляр грузоподъемностью 90 тонн жодинские автомобилестроители планируют изготовить в ближайшие месяцы. Договор на поставку аккумуляторных батарей и соглашение на специальные сопутствующие системы уже заключены, комплектующие прибывают. Вскоре состоится закладка нового самосвала. В числе его преимуществ разработчики называют практически полное отсутствие вредных выбросов. И не только.

— Использование электросамосвалов позволит горнодобывающим предприятиям экономить за счет разницы цены дизельного топлива и электроэнергии, — считает начальник бюро компоновки научно‑технического центра управления главного конструктора ОАО «БЕЛАЗ» Александр Насковец. — Так, в Якутии, где такая разница наибольшая, за 10 лет эксплуатации электрический карьерный самосвал может сэкономить до трех миллионов долларов.

Куш солидный, однако получить его не так просто, как может показаться. С одной стороны, взятый за основу новинки традиционный белазовский тяжеловоз использует дизель‑электрическую схему и приводится в движение электрическими мотор‑колесами. Так что, если рассуждать по‑дилетантски, надо лишь заменить дизель и электрогенератор аккумуляторами. С другой — пока еще емкость батарей такого электрокара маловата для длительной работы. А подзарядка отнимает много времени, — не скрывает проблем генеральный конструктор ОАО «БЕЛАЗ» Александр Егоров. По этим параметрам электросамосвал еще заметно проигрывает машинам на дизельном топливе.

Но из этой ситуации белорусские конструкторы находят выход. Сейчас они активно прорабатывают своего рода промежуточный вариант — дизель‑троллейвоз. То есть где‑то машина идет за счет привычного мотора, где‑то — за счет электричества, как городской троллейбус. Такой гибрид может двигаться в 1,8—2 раза быстрее обычного самосвала, при этом расход горючего и выбросы вредных веществ значительно снижаются.

На БЕЛАЗе уже разрабатывают несколько разновидностей электрифицированных карьерных самосвалов. Для их испытаний и настройки на заводском полигоне планируется установить контактную линию электропередачи. Конечная цель — создать на базе 220‑тонника полностью экологичный карьерный транспорт без вредных выбросов.

КСТАТИ

В заделе у жодинских автомобилестроителей много и других интересных новинок. Тут и 130‑тонные самосвалы, использующие дизельное топливо в смеси с природным газом: так и дешевле, и экологичнее. Идет работа над 90‑тонным самосвалом с двигателем на газовом топливе. Совместно с российскими партнерами предполагается создать похожий 136‑тонный самосвал. Его 45‑тонный собрат с газопоршневым двигателем на метане уже проходит эксплуатационные испытания в Архангельской области. И это далеко не все инновационные разработки, которые в недалекой перспективе могут появиться на мировом рынке.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter