“Все, что вокруг души человеческой, — это мое”

Сегодня 65 лет заслуженному деятелю искусств Беларуси, лауреату Государственной премии и премии “За духовное возрождение”, профессору, директору и художественному руководителю Театра белорусской драматургии Валерию Даниловичу АНИСЕНКО.Чаепитие с “Народной газетой” проходило в его кабинете в театре. По-актерски заразительный, не по годам темпераментный, заводной, порой грустно затихающий, он вспоминал стихи, напевал романсы. По внутренней связи прозвучала мелодия песни “Люблю наш край, старонку гэту” (вместо третьего звонка). На сцене начался спектакль. Худрука уже не отвлекали.

— Валерий Данилович, у каждого свой рубеж. Вам 65. Что этот возраст для мужчины? Тоже рубеж?
— Никакой не рубеж. Это клише. Я на марше, на ходу. Главное, чтобы я не мешал. Могу помочь советом. Но уступать?.. Сумеют обойти, пожалуйста. У меня столько дел! С утра жесткий, мощный ритм, заполненный делами. Вот сейчас за месяц отбабахал озеро на даче, сцену, зрительный зал. Все вспахал. Вот моя радость. Будем играть “Чайку”...
— Вас узнают как актера, ваш голос долгие годы был визитной карточкой на радио, как режиссер вы были главным в Республиканском театре юного зрителя, создавали театр-студию киноактера, ныне директор и худрук Театра белорусской драматургии. К тому же педагог, чтец, певец. В какой из ипостасей вы чувствуете себя комфортнее?
— Это невыделимо. В любом качестве ощущаю свое несовершенство. И это не кокетство. Мне не хватает образования, не хватает знания языков, хотя учил три языка по очереди: английский, немецкий, французский. Если бы я знал языки, мог бы ставить спектакли в Европе, куда не единожды приглашали. Если бы по-настоящему знал экономику, как директор театра я сумел бы так закрутить существование государственного театра, чтобы он имел еще какие-то прерогативы и мог бы ездить по миру со спектаклями. Но кроме моего желания, чего у меня в избытке, необходимы знания... Мне не хватает воспитания. Иногда бываю резок, несдержан, срываюсь и веду себя так, как недопустимо вести себя человеку в моем возрасте. С возрастом вижу такую бездну перед собой: чего не успел, не постиг, не смог... Единственное, что время изменило во мне, — из-за всего этого я уже сильно не комплексую. А те “буквы алфавита”, которые знаю, знаю досконально. Оплатил это знание своим опытом, настойчивостью, своей жизнью, какими-то своими достижениями. Я все делал сам. И дачу построил сам. Что и о чем знаю, трижды повторять не люблю. Сам от этого страдаю, а команда моя страдает от меня. Время сейчас такое: дело надо делать, господа.
— Но нередко вас можно увидеть поющим на сцене.
— Да какой я певец. Это актерское исполнение. Хотя в консерваторию меня брали. Я сдавал экзамены и меня приняли, но поставили одно условие: уйти из театра. Я отказался. Со мной занимались певец Денисов, известная пианистка Тамара Миансарова. Им нравился диапазон моего голоса. Но пение, по большому счету, это мое несбывшееся. Иногда позволяю себе петь, но скорее в качестве “поющего драматического актера”.
— Вам достался не самый легкий театр: театр-лаборатория белорусской драматургии. Многие считают, что молодой белорусской драматургии нет. Посмотришь на репертуарную афишу вашего театра — она вроде есть. У вас ставят пьесы, которые не часто попадают на сцены других театров. Сложно?
— Совершенных пьес не бывает. Задача театра — дорабатывать написанное молодым автором, доводить до совершенства. Надо уметь увлечь. А белорусская драматургия... Ведь как посмотреть: стакан наполовину полон, стакан наполовину пуст — физическое явление одно и то же. Но две разные философии. Кто что хочет увидеть. Мне ближе — стакан наполовину полон. Поэтому всегда говорю и молодым драматургам, и молодым режиссерам: приходите к нам, у нас в театре вас ждут. Воды напиться всегда дадим.
Мы открыли при театре Центр современной драматургии. Только за два года его работы у нас возникло десять пар режиссер — драматург. А за то время, что я здесь работаю, состоялись премьеры двадцати начинающих авторов, некоторые из них — Таганов, Рудковский — уже вполне состоявшиеся драматурги. Год назад мы поставили пьесу “Планета Эраунд” Сергея Гиргеля, участвовали в международном фестивале “Современная драматургия” в Германии и получили высокую оценку.
Есть белорусская драматургия. Сильны аксакалы — живые классики Попова, Дударев, Ковалев, активно среднее поколение — “достигший” Голливуда Курейчик, Карелин, вполне внятно высказываются молодые. Мы не боимся рисковать. Надо что-то делать для родной культуры. Я своим в театре говорю: радуйтесь и гордитесь тем, что мы занимаемся национальной драматургией.
— Молодые актеры Театра белорусской драматургии — в основном ваши ученики, выпускники университета культуры. Вы взыскательный педагог?
— И моим ученикам не хватает воспитания, образования. Они страдают от всех болезней времени. Но в них есть чистота. Я же их беру юными, 16—18-летними. Нонсенс, но университет культуры не готовит актеров для профессиональной сцены. Этим занимается Академия искусств. А у моих студентов предмет “мастерство актера” — один час в неделю. Чему можно научить? Но тем не менее я приглашаю их в труппу и, как поводырь, веду в театре. Молодые работают рядом с удивительнейшей Татьяной Мархель, с неповторимой актрисой и интеллигентнейшим человеком Галиной Чернобаевой, с мощным Игорем Сиговым, с уникальной Люсей Сидоркевич. В театр приходят новички и видят, как играет Геннадий Гарбук. Молодые учатся жить в атмосфере, которая, к сожалению, утрачивается.
— Вы заговорили о женщинах. На юбилее Татьяны Мархель многих восхитило, как искренне вы “бухнулись” перед ней на колени.
— Я преклоняюсь перед ней как перед актрисой, и потом — она же женщина. Уже этим достойна, чтобы перед нею падали ниц.
— Вспоминаю, как встретила вас однажды в метро с букетом орхидей. Вы спешили куда-то поздравить свою первую любовь с юбилеем.
— Да, тогда я ехал в Оршу со своими школьными друзьями поздравлять Галю Березкину — мою первую любовь. Она сегодня будет на моем юбилее. Более того, когда наш театр одиннадцать лет тому назад ездил показывать спектакль в Англию (у Гали незадолго до этого умер муж), наши спонсоры позволили нам пригласить ее в эту поездку.
— О вас говорят: Анисенко умеет дружить. Это такая редкость в нынешнее время. Редкий талант.
— Я уточнил бы — умею быть благодарным. А это либо есть, либо — нет... Просто я прожил трудную жизнь, и мне очень многие люди помогали, начиная с голодного детства. Я помню все: откуда мои “карані”, среди кого я вырос, среди кого живу. Весь сегодняшний гламур, так называемые светские львицы — мишура.
Благодарен моим родителям, моей маме Антонине Егоровне, которая меня воспитала. Она была простой дояркой в колхозе. У меня ее характер, ее темперамент, я на нее похож. И хотя она была властная, но обладала определяющим талантом, который и мне передался, — жизнелюбием. Спасибо замечательному скульптору Жбанову за то, что он сделал мамин барельеф на памятнике в Толочине.
Благодарен своим учителям. Помню, несколько лет тому назад в Толочине на своем творческом вечере я встретил своего учителя Николая Ивановича Белановича. Слава богу, жива наша классная Ефимия Даниловна Красовская. Недавно, к сожалению, умер наш директор Василий Дмитриевич Семочкин... Наш класс — единственный, который собирался в Толочине каждые пять лет, многие приехали и на 45-летие со дня окончания школы. Мне хочется всех их собрать, низко поклониться и сказать один тост: спасибо вам!
— Что гложет состоявшегося, увенчанного знаками и регалиями, обласканного жизнью?
— Я живу один... Это плохо. Старость надо встречать с близким и дорогим человеком. Я романтик, но не все в жизни так, как в поэзии. О!.. Предают не только мужчины.
— Но в программках и на афишах встречается не только сочетание “Валерий Анисенко”...
— Вы имеете в виду Аню Аринич-Анисенко? Это моя дочь от актрисы Светы Некипеловой. Ане в мае было 40 лет, она актриса нашего театра. У нее две дочери — мои внучки — Глафира и Саша. Одна учится в хореографическом колледже, другая — на втором курсе университета культуры.
— Можете сформулировать кредо театра Валерия Анисенко?
— Человек, по сути, не изменился. Ведь основные качества, которые востребованы обществом: порядочность, доброта, чистота, вера, — это все есть и сегодня. И мощная литература есть. Главное — уметь найти своих. А репертуар нашего театра — от гротеска до философских притч. Это моя позиция. Все, что вокруг души человеческой, — это мое, это мой театр.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter