Все четыре колеса

Оказывается, треть своего времени государственные люди проводят в автомобилях, которые, как считается, могут поведать о владельцах не меньше, чем их самые пламенные речи.
Оказывается, треть своего времени государственные люди проводят в автомобилях, которые, как считается, могут поведать о владельцах не меньше, чем их самые пламенные речи. Первые автомобили собирались штучно, стоили дорого и воспринимались покупателями как предмет роскоши. Поэтому ни одна царствующая особа не могла оставить без внимания такую игрушку. Автомобиль как самое передовое достижение своего времени интересовал и российского императора Николая II, и немецкого кайзера Вильгельма II, и японского монарха Хирохито. Парадный автомобиль прижился и в Америке, и в Великобритании, постепенно вытесняя кареты и лошадей с августейших конюшен. И если спорт улучшал автомобили с технической стороны, то королевские автомобили открывали новые стандарты роскоши и комфорта.

Шло время, менялись представления о комфорте и безопасности, менялись и лимузины. В использовании автомобилей в официальных церемониях приоритет принадлежит американским президентам. Теодор Рузвельт в 1905 году принимал парад в Луисвилле на "Рэмблер". "Паккард Твин-6" использовался на инаугурации президента Уоррена Гардинга и оставался приоритетной маркой до 1939 года, пока Франклин Делано Рузвельт не заказал первый "Линкольн" модели 413В с мягким откидным верхом, который мало отличался от серийного. "Линкольн Космополитен" 1950 года уже был снабжен поручнями, ступеньками, удлиненным задним бампером для размещения охраны и прозрачной крышей. Президент Кеннеди в 1961 году заказал удлиненный "Линкольн Континентал". После его убийства в 1963-м исчезли лимузины-кабриолеты, и машины президентов стали бронировать. С середины XX века за симпатии Белого дома соперничают две марки: "Линкольн" и "Кадиллак". Рейган ездил на "Кадиллаке", Буш-старший пересел в "Линкольн". Билл Клинтон два президентских срока использовал пульман-лимузин "Кадиллак-Флитвуд", после скандала с Моникой Левински заказал новейший "Кадиллак Де Виль", но поездить на нем не успел - после выборов автомобиль достался Бушу-младшему.

В придворном гараже российского императора Николая II находилось свыше 40 автомобилей. Были среди них и "Роллс-Ройс 40-50", и "Рено-40", и "Руссо-Балт С24-35", и "Пежо-148" и "Мерседес-Найт", но основу царского парка составляли "Делонэ-Бельвиль". После революции 1917 года автомобили царского гаража использовались Совнаркомом. В 1918 году Владимир Ильич Ленин приезжал на "Рено-40" на завод Михельсона, где на него было совершено покушение.

Иосиф Сталин предпочитал американс
кие автомобили, его любимцем был американский "Паккард", по образцу которого с 1945 по 1958 гг. выпускался советский лимузин "Зис-110". Довоенный "Зис-101" не удовлетворял амбиции советской партийной верхушки, и она, несмотря на борьбу с мировым империализмом, использовала американские автомобили.

Любимым автомобилем Никиты Хрущева был "Зил-111Г", созданный по образцу и подобию "Кадиллака".

Особую любовь к авто и высоким скоростям испытывал Брежнев, коллекция которого насчитывала больше сотни машин. Нередко Леонид Ильич, возвращаясь из зарубежных поездок, привозил очередной подарок - новейший престижный автомобиль. Так было и во время переговоров Брежнева и Никсона: американский президент преподнес советскому лидеру роскошный лимузин. Кстати, именно пристрастие руководителей двух сверхдержав к шикарным четырехколесным игрушкам послужило поводом для их дружбы и разрядки между СССР и США.

Даже в престарелом возрасте Брежнев не давал застаиваться своим "железным коням". Осенью 1980 года, возвращаясь из Завидова на черном "Роллс-Ройсе", генсек так разогнал свою "серебряную тень" ("Сильвер Шедоу"), что обогнал машины охраны, которые всегда шли впереди. Когда нужно было сворачивать с окружной дороги, он забыл, что едет без охраны, и лихо повернул влево, через осевую. Черный лимузин влетел прямо под самосвал МАЗ-502. Легковушку искорежило так, что она не подлежала восстановлению. Водитель МАЗа пропал в подвалах Лубянки, а Леонид Ильич отделался "легким насморком".

Многие десятилетия официальным автомобилем Советского Союза был ЗИЛ-лимузин разных моделей. Их изготавливали 10 - 15 штук в год только для членов Политбюро ЦК. "Членовоз", так метко окрестили его в народе. Абсолютный мировой рекорд среди лимузинов-тяжеловесов принадлежит СССР: лимузин ЗИЛ-41047 тянул на 6 с лишним тонн. Все дело было в 7-сантиметровой броне, защищавшей от покушений тогдашнего президента СССР Михаила Горбачева, который на нем и ездил.

Президент России Борис Ельцин, опробовав для выездов в народ московский троллейбус, остановил свой выбор на немецком "Мерседес-Бенц". Такой же автомобиль есть и в гараже президента Украины Леонида Кучмы.

С любовью к "Волге"

Знаменитый призыв Бориса Немцова (тогда еще вице-премьера) пересадить всех чиновников на "Волги" стал классикой современной российской политической утопии. Многие чиновники бросились составлять сметы, призванные подтвердить, что иномарки обходятся бюджету дешевле "Волг". Сам Немцов пользовался двумя "Волгами" - пока одну чинили, ездил на другой.

Дольше всех продержался в отечественном лимузине Григорий Явлинский. У него тоже их было два, и оба ломались в тот момент, когда их хозяин торопился на важные заседания. Тогда главному "яблочнику" приходилось ловить попутки. И Явлинский попросил в думском гараже иномарку.

Москвичи рассказывают, что видели недавно Владимира Жириновского гоняющим по подмосковным проселкам на... "Запорожце". Невероятно, ведь вождь ЛДПР ездит только на персональном БМВ с водителем и охраной. Оказалось, действительно Владимира Вольфовича прошибает ностальгия, и тогда на даче у племянника он садится за руль его раритета. Первой машиной молодого Жириновского был "горбатый" "Запорожец" - студентом он купил его на деньги, заработанные в Турции переводчиком. На нем отправился в Тбилиси служить в армии, а потом продал какому-то грузину. Видать, удачно, ведь на вырученные деньги смог купить кооператив в Москве!

Говорят, одним из тех, кто проигнорировал призыв Немцова и не изменил иномарке, был главный коммунист Геннадий Зюганов. Сейчас у него персональный БМВ.

"Князь Владимир" не по Юрию

Мэр Москвы Лужков по городу передвигается на "Вольво", но в особых случаях пересаживается на правительственный ЗИЛ. Несколько лет назад немцовская идея обрела второе дыхание в Московской мэрии: некоторое время столичные чиновники ездили на "Москвичах". Желали воплотить программу поддержки отечественного автомобилестроения, провозглашенную Лужковым. Сам мэр Москвы передвигался на лучшем из "Москвичей" - "Князе Владимире". Но бесконечные поломки в конце концов доконали городского главу. После чего мэрия закупила "Вольво S-80" для главных руководителей и "Форд Мондео" - для среднего звена. Причем "Вольво" заказали бронированные, цвета темный металлик.

Из окна своего представительского "Мерседеса" Путин видит все

Что касается высшего российского руководства, то оно вообще не мучилось выбором: все давно на "Мерседесах". Собственные машины, которые необходимо декларировать, большие начальники предпочитают не иметь.

Владимир Путин отдает предпочтение немецким автомобилям. Возможно, сказываются годы жизни, проведенные в Германии. Чаще всего он выезжает на лимузине "Мерседес-Бенц S-140", но не брезгует и микроавтобусами "Фольксваген-Каравелла" и "Мерседес-Спринтер". Во время дальних поездок "мерс" летает за хозяином на транспортном самолете. Как-то журналистам удалось заглянуть внутрь лимузина ВВП: посреди - столик из полированного красного дерева, обивка из блестящей кожи, а стекла настолько затонированы, что внутри темно, как в танке. Но Путин, разумеется, все не только видит, но и слышит: система связи в автомобиле суперсовременная.

Наш паровоз вперед летит?

Не обойтись сегодня без авто и белорусским чиновникам, будь ты главный пилот страны или железнодорожник. Что лишний раз подтверждает: автомобиль - не роскошь.

Единственное нарушение, которое допустил, управляя автомобилем, начальник Белорусской железной дороги Владимир Жерело, - превышение скорости: вместо допустимых 60 км в час по городу он выдавил 75. "Будем штраф платить или в талоне отметку сделаем?" - поинтересовался "гаишник". "Сделайте отметку, - попросил Жерело. - Про штраф я завтра забуду, а это - напоминание на целый год". Вот так застраховался. Точнее, подстраховался: права еще пригодятся.

Данное превышение - скорее, исключение из правил: не любит Владимир Ильич кататься ради удовольствия. Для него машина - средство передвижения. Поэтому не купишь его ни кожаным салоном, ни излишним внутренним комфортом. "Это меня никогда не волновало, - говорит он. - Мне важнее вовремя попасть из точки "а" в точку "б". А на какой марке автомобиля - не имеет значения".

Дома у Жерело - "Мазда Кседокс 6". Точнее, у жены. Галина Исмаиловна на ней на работу ездит. Иногда и мужа подбрасывает. А когда тот просит проехать, отвечает коротко: "Свою надо иметь".

"Своя" служебная "Вольво S80" досталась по наследству от предшественников. "Главное, что большая: я ж под два метра ростом и массой под 130 кг, - похвастался Владимир Ильич. - А в машине жены приходится то калачиком свернуться, то полулежа - маловата она для меня".

"Потому и на работу пешком ходит", - подумал я. "Привычка у меня такая, - смеется он. - Полчаса свежего воздуха еще никому не повредили".

Кроме служебного автомобиля, имеется в хозяйстве Владимира Жерело и своеобразный "броневичок" - специальный небольшой вагон, в котором высокие начальники объезжают "поля и веси". Железнодорожники называют его матрисой. Для военных действий, как в гражданскую, он не годится, а вот хозяйство осмотреть - то, что надо. "И когда несется эта дрезина с главным железнодорожником страны на борту, видать, по всей линии для нее - зеленый свет", - строю я догадки. "Нет, - останавливает мои мысли Владимир Ильич. - Нарушать расписание движения поездов непозволительно никому".

В Нацбанке деньги водятся

Три автомобиля за шесть лет водительской практики успел сменить начальник управления информации Национального банка Анатолий Дроздов. Вовсе не потому, что добивает их в пути: на работу Анатолий Федорович добирается троллейбусом. Да и не такой уж он любитель экспериментов и модных веяний. Просто хочет, чтобы его "лошадка" работала безотказно.

Свою первую "тачку" (вазовскую "шестерку" с объемом двигателя 1,6) Анатолий Федорович купил в 1999 году. Машина была с восьмилетним стажем, но бегала хорошо. Правда, после первой поездки в заднем крыле обнаружилась дырка, замазанная строительной шпатлевкой. "Так называемое навороченное фуфло, - негодует Дроздов. - Да и ремонтами она меня "задолбала". Терпел полтора года, а потом продал".

Автомобиль "Опель Астра" до сих пор вспоминает с большой теплотой. Небольшого размера, топлива ест мало, просторный кузов-универсал - чего только не перевозил в ней Дроздов! Умудрялся даже диван-кровать на заднем сиденье помещать. В пути, сами понимаете, всякое случается...

Правда, недолго послужила ему и она. Пришел как-то приятель, знающий, что машина Анатолия в хорошем состоянии, выложил перед ним деньги и заявил: продай! "А когда перед тобой деньги, отказаться трудно", - вспоминает Дроздов, оказавшийся перед дилеммой покупки нового автомобиля. И вот уже скоро год, как ездит на "Опеле Вектре" 1996 года выпуска. Подвела она хозяина только однажды - бензобак потек. А так дорожных приключений и встреч с "гаишниками" не случалось. "Что, даже и скорость никогда не превышаете?" - удивился я. "Не намного, - признался Анатолий Федорович. - А почему, находясь на пустой полосе, когда машина, казалось бы, сама рвется из-под тебя, не надавить на газ?"

Хотя водительский стаж Дроздова не такой и большой, он может смело определить, кто сидит за рулем: мужчина или женщина. "Женский стиль вождения виден издалека: они едут либо крадясь по дороге, либо очень аккуратно - 60 и не больше, провоцируя тем самым аварийную обстановку", - делится он своим опытом. И вспоминает, что именно женщина чуть было не стала причиной ДТП с его участием: резко развернув машину с крайней правой полосы, она перед носом у Дроздова проскочила среднюю полосу и выехала на крайнюю левую. "Еле успел затормозить", - с ужасом вспоминает Анатолий Федорович.

Поберегись: женщина за рулем!

Депутата Палаты представителей Зинаиду Пенькову сесть за баранку заставила, можно сказать, сама жизнь. В далеких 80-х на школу, где директором работала Зинаида Васильевна, выделили "Москвич-каблук". А вот про ставку водителя не подумали. Пришлось ей срочно приобретать новую специальность и самой временно (на 10 лет!) садиться за руль. "Настолько выручал он нас: и картошку подвезти, и доску какую-то, и снаряжение разное", - вспоминает Пенькова.

Единственный недостаток школьного "Москвича" - запрещено перевозить людей. Пришлось пойти на "нарушение". Договорилась с местными "гаишниками", вырезали в будке окошко, поставили сиденья... "Возила и учеников на турслет, и учителей на совещание", - рассказывает Пенькова.

В одной из таких поездок проколола сразу два колеса. Выручили школьники: сумели заклеить. Они, по словам Зинаиды Васильевны, при любой поломке готовы были на руках нести машину, настолько дорожили ею. И директрисой тоже. Она, кстати, была главной героиней всех школьных постановок: дети всегда пытались изобразить на сцене Пенькову за рулем.

Случались в шоферской практике и курьезы. Как-то, свернув с проспекта Димитрова в Могилеве на Юбилейный, поехала она навстречу идущему транспорту. Водители встречных машин машут руками: вы что, ошалели? А Пенькова с завучем, сидевшей рядом, себя успокаивают: удивляются, мол, женщины за рулем! И только когда один водитель покрутил пальцем у виска, тут-то до них дошло, что едут не по той полосе.

Позже Зинаида Васильевна возглавляла управление образования Могилевского горисполкома, горсовет депутатов. Но с водителями поначалу - сплошная невезуха... Выручал опыт, приобретенный в "школьные годы". Приходилось и микроавтобус водить. И ПДД иногда нарушать. Спасало одно: видя за рулем женщину, работники ГАИ всегда были к ней снисходительны.

Контрольный "жигуль"

За первым заместителем председателя Комитета госконтроля Михаилом Матусевичем также закреплен служебный автомобиль. "Зеленый с тонированными стеклами", - определил я марку. "Ауди А6", - уточнил Михаил Васильевич. Ею он пользуется в рабочее время. В выходные дни к зданию КГК (частенько работа занимает субботу и воскресенье) приезжает на личном авто.

Интересуюсь, за сколько лет собрали деньги на собственную машину. "Моему "жигуленку" уже 15 лет, - говорит Михаил Васильевич. - А сколько копил на него? Да уже и не помню, пожалуй, как только начал самостоятельно работать. Это уже сегодня автомобиль - не роскошь".

Лихачить за рулем Матусевич не любит. "Я не любитель быстрой езды, - признался он. - За всю водительскую практику не было у меня серьезных конфликтов с работниками ГАИ. Может, это несколько нескромно звучит, но я могу назвать себя в какой-то степени образцовым водителем: слава Богу, ни разу не попал сам в ДТП и не создал предпосылок для них. Хотя нередко приходилось резко тормозить, когда на дороге внезапно появлялся пешеход".

"Прямо уж такой безукоризненный водила?" - не поверил я. "Ну было, - начал вспоминать он. Порой из-за спешки, невнимательности приходилось и штраф платить, и выслушивать достаточно серьезное внушение работника ГАИ".

Свой "жигуль" сегодня Матусевич делит с сыном. На вопрос, на какую машину хотел бы поменять, ответил так: "Не задумывался над этим. Нравятся мне "Ауди", "Фольксваген", но не часто приходится водить такие машины. Покупать новый автомобиль - слишком дорогое удовольствие, а брать б/у... Меня пока устраивает моя машина".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter