Пять интересных встреч в культурной столице Беларуси — 2020 и ее окрестностях

Все богатства Лиды

Городу, название которого созвучно с нежным женским именем, 697 лет. Несмотря на столь почтенный возраст, «девушка» юна, хороша собой и с уверенностью смотрит в будущее. Лида в 2020 году стала культурной столицей Беларуси. В рамках этого проекта в конце февраля здесь состоялся музыкальный спектакль-путешествие по городу. На гостеприимной земле Лидчины запланировано немало фестивалей и праздников. Поскольку Лидский район с ноября вошел в состав безвизовой зоны, здесь ожидают большой приток иностранных туристов. Им есть что показать. Самобытность города со 100-тысячным населением, множество архитектурных жемчужин, неповторимая атмосфера, вкуснейшие блюда, приготовленные по старинным белорусским рецептам, — весь этот увлекательный калейдоскоп наверняка приглянется многочисленным гостям. 


А еще 7 сентября 2019 года в Лиду вернулся… Гедимин. Бронзовая скульптура всадника высотой 6 метров (с постаментом) и весом более трех тонн разместилась на площадке у Лидского замка. Выбор места не случаен. Величественный замок, возведенный в 1323 году по поручению великого князя Гедимина, в Средние века являлся важной составляющей линии защиты против крестоносцев Лида — Новогрудок — Крево — Медники — Троки. Это, к слову, первый каменный замок в Беларуси.



Впрочем, история историей, а главное богатство древней Лидчины — люди. В 275 населенных пунктах района проживают 132,1 тысячи человек, представители 6 религиозных конфессий и 60 национальностей. Трудолюбивые, талантливые, хозяйственные, интересные, они по праву являются гордостью этого замечательного края.



Путеводная нить потомственного стеклодува

И как это у него получается?! Еще с десяток минут тому опытнейший мастер извлек из раскаленной печи бесформенную стекломассу оранжевого цвета, и вот уже радует глаз симпатичная фигурка цапли! Со стороны залюбуешься: ловкие и выверенные, отточенные буквально до миллиметра движения профессионала. Видно, что трудится настоящий художник, виртуозно создающий из стекла многоцветные произведения искусства, которые удивляют пластикой формы, разнообразием техники, тонкостью и изяществом узоров.

Знакомимся. Потомственный мастер-стеклодув Валерий Багинский. Удивительное дело: на стеклозаводе «Неман» в Березовке Лидского района Валерий Ромуальдович трудится с 1 февраля 1976 года — больше 40 лет! Как подсказывают сотрудники кадровой службы предприятия, добрая половина нынешних работников к тому моменту еще не родилась…


Летом Валерию Ромуальдовичу исполнится 62. И не скажешь: бицепсы, как у тяжелоатлета, стальное рукопожатие.

— Работу свою очень люблю, ценю и ни за что не променяю на другую. Признаться, не единожды предлагали карьерный рост. Но у меня работа специфическая, ручная — день на день не приходится. Этим и интересна. Нужно и богатое художественное воображение, и одновременно физическая сила. Десятки лет набор инструментов остается практически тем же: щипцы, клещи, ножницы, бандазия (специальная трубка для набора стекломассы). Выпускаю в основном сувенирную продукцию. Изделия эксклюзивные, даже при желании не найдешь двух стопроцентно одинаковых. Стекло — материал специфический, застывает стремительно, оно одновременно для тебя и друг, и враг. Убегает, а ты его стремишься поймать, чуть зазевался — и пиши пропало!


Этому мастерству не учат в колледжах и вузах. Научиться грамотно работать у раскаленной печи, где температура достигает 1200 — 1300 градусов, можно лишь на практике. Да, обжигался не раз в прямом и переносном смысле. Зато теперь весь процесс стеклодув может осуществлять едва ли не с закрытыми глазами.



Валерий Багинский — представитель славной рабочей династии, у которой суммарный стаж более 150 лет. Отец, мать, дядя, любимая супруга Нина… В его коллекции более 50 авторских работ, ему присвоено звание «Народный художник». Подрастают внуки. На вопрос, хотел бы он, чтобы новое поколение стало продолжателем традиций, Валерий Ромуальдович только улыбается в пшеничные усы. Но ответ, кажется, очевиден…

Супербабушка, которая видит все

Деревня Мотевичи — это несколько улиц длиной около полутора километров, более сотни дворов. Люди меняются, приезжают — уезжают, однако все без исключения знают пенсионерку Марию Дудич, которой вот-вот стукнет 90. «Нет, она у нас не бабушка, а супербабушка!» — эмоционально воскликнула одна из соседок.

Мария Станиславовна — ребенок войны. Работящая сельчанка полвека трудилась в колхозе — около 25 лет дояркой, затем полеводом, а в марте 2020 года сенсационно приняла участие в фотоконкурсе итальянского журнала Sguadro Magazine (в деревне гостила подруга дочери из Москвы, сфотографировала импозантную бабульку и отправила в Италию ее фото).


Когда мы с фотокором вошли, женщина (старушкой ее язык назвать не поворачивается!) вязала правнуку свитер и смотрела по ТВ сериал «Слепая». Интересуюсь:

— Бабушка Мария, а где же ваши очки?

— А навошта яны мне патрэбны? — отвечает собеседница вопросом на вопрос. — Тетя прожила 100 лет, дядя — 101, а моя мама — 102. И никто очки на нос не напяливал. Что вы хотите? Гены! У нас в роду все долгожители.

До сих пор имея стопроцентное зрение, баба Мария легко вдевает нитку в игольное ушко. А еще печет пироги по своему рецепту, отлично поет и, имея прекрасную память, часами декламирует стихи. Вместе с дочерью и зятем держат большое хозяйство: около 50 кур, четырех свиней и лошадь.

С зятем, по ее словам, отлично ладит:

— Более двадцати лет живем под одной крышей — ни разу не повздорили. Знаете, сейчас много анекдотов про тещу и зятя ходит, но это точно не про нас. Иван на меня «мама, мамочка» — и я его сыном зову.

Говорит, что в жизни боится только одного: на своих ногах не доходить и чтобы с ложечки кормили. Но пока бойкая бабуля ловко собирает куриные яйца в хлеву, рвет траву для домашних животных и пропалывает огород. С улыбкой добавляет, что лет до восьмидесяти по Неману на лодке плавала. И до сих пор в праздники может и бокал шампанского поднять, а то и чего покрепче…

— Я вижу и помню все, по крайней мере, так мне кажется, — откровенничает собеседница. — Вот как вчера: июнь 1941 года, мне десять лет, я в поле пасу коров Чайку и Кветку. Вдруг налетели немцы, идет бой, я упала, и пули над головой свистят. Но выжила и как-то незаметно дотянула до ХХI века, — смеется. — Какая же жизнь сейчас прекрасная настала! Смотрю и любуюсь.

Уже у калитки доброжелательная и общительная бабушка Мария предлагает: «А давайте я вам напоследок про красного командира Щорса спою!» И льется по округе ее неожиданно сильный голос: «Шел отряд по берегу, шел издалека, шел под красным знаменем командир полка. Голова обвязана, кровь на рукаве, след кровавый стелется по сырой траве…»

Чуть позже я случайно узнал, что эту песню 10-летняя Маша пела 22 июня 1941 года…

Цветной мир мастера красок

Лидская «Лакокраска» вот уже 55 лет на слуху. Предприятие работает стабильно, много десятилетий удерживает статус лидера по производству лакокрасочной продукции в Беларуси. Постоянная модернизация, совершенствование технологических процессов — да, без этого не обойтись. Однако не менее важно, чтобы каждый работник был, что называется, на своем месте. Среди передовиков производства руководство крупного предприятия единогласно выделяет Виталия Алексеевича, аппаратчика синтеза в цехе № 5 по производству лаков на конденсационных смолах.


Несмотря на молодой возраст — 30 лет, Виталий Викторович уже имеет высший, 6-й разряд, освоил несколько смежных профессий, является наставником для молодежи. Начальник цеха Александр Василевич характеризует подчиненного кратко, но очень емко:

— Человек-кремень. Сказал — сделал! Виталий всегда предельно точен, аккуратен, даже педантичен. К тому же на редкость наблюдателен. Ни одна мелочь от него не ускользнет. Неудивительно, что талантливого парня постоянно зовут на повышение. Отказывается…

Затем начальник цеха советует журналисту спросить у Виталия Алексеевича о жене и теще. Спрашиваю. И слышу в ответ интересную историю:

— Работаю в одном цехе с тещей Ольгой Валерьевной. Так что вначале подружился с ней, — улыбается, — а потом увидел ее дочь и влюбился с первого взгляда. Ну а потом под каким-то незначительным предлогом наведался к ним домой. Поженились, живем дружно и счастливо. Что касается работы, то провожу аналогии с водителем автобуса, который везет детей домой: ежесекундная полнейшая концентрация, ведь даже малейшая халатность может привести к очень серьезным последствиям.

Виталий Алексеевич знает в цехе каждый сантиметр. И это отнюдь не преувеличение! Стаж — 10 лет, смена — 12 часов, шагомер неизменно показывает 24 километра. Все отработано до автоматизма...

Не одна у летчика мечта…

Алексей Малишевский родился в поселке Пограничный Берестовицкого района. Завороженно глядя в небо на серебристые лайнеры, скромный сельский парнишка даже в самых смелых мечтах не мог предположить, что два десятилетия спустя он станет военным летчиком 1-го класса, одним из лучших в 116-й гвардейской штурмовой авиабазе, размещенной в Лиде. И что, сидя за штурвалом современного быстрокрылого штурмовика, гвардии подполковник Малишевский 3 июля 2019 года поведет эскадрилью над столицей нашей родины на воздушном параде в честь главного праздника страны — Дня Независимости.


Впрочем, изначально Алексей выбрал для себя вполне земную профессию:

— Окончив Берестовицкий аграрный лицей, я стал обладателем корочек, которые позволяли работать едва ли на всех сельскохозяйственных агрегатах. Будучи молодым специалистом, мог управлять зерноуборочным комбайном, трактором, экскаватором, погрузчиком, сеялкой и так далее. Думал, что всю жизнь посвящу земле. Но позвало небо…

Случилось это так. Срочную служил в ВДВ, больше десятка раз десантировался с парашютом. Адреналин в крови, преодоление себя, магия прыжка заворожили 18-летнего парня. Вернувшись, он поступил на авиационный факультет Военной академии Республики Беларусь, которую впоследствии успешно окончил.

Теперь Алексей Иванович — начальник штаба учебно-тренировочной эскадрильи 116-й гвардейской штурмовой авиационной базы. Как иногда шутит сам, и теоретик, и практик в одном лице. А на вопрос, бывало ли когда-нибудь страшно в небе, к примеру, во время ночных полетов, отвечает очень серьезно:

— Однажды было страшно на земле. Попал в серьезное ДТП. Сломал ногу и руку. Но не боли и операции-реабилитации испугался. Занозой сидела в сердце мысль: а вдруг не пройду медицинскую комиссию и мне запретят летать?! Ведь для летчика нет ничего ужаснее, чем остаться без неба. Очень поддержала в трудное время семья.

Семья 36-летнего Алексея Ивановича — это любимая супруга Людмила и трое детей: дочери Алина и Милайя, а также сын Сергей. Малышу лишь полгодика. Гвардии подполковник улыбается:

— Сейчас, когда на каждом шагу Даниэли, Доминики, Драгомиры и Елисеи, имя Сергей выглядит экзотическим. Но я не следую моде, а всегда имею собственное мнение.

Хотя в песне «Обнимая небо» утверждается, что лишь одна у летчика мечта, у Алексея Малишевского их по меньшей мере три: семейное счастье, любимая профессия, ставшая делом всей жизни, и мирное небо над головой.

К слову, его сын Сережа, который еще не умеет говорить, услышав самолетный гул за окном, радостно хлопает в ладоши. Похоже, семейная династия летчиков Малишевских будет иметь продолжение…

Прохоров в роли второго отца

60-летний Иван Прохоров — один из самых известных детских футбольных тренеров в стране. Воспитанники Ивана Прохоровича играли на Олимпиаде, молодежном чемпионате Европы, они в составах едва ли не десятка команд высшей лиги чемпионата Беларуси. Родом из Украины, он еще в конце 1970-х проходил здесь срочную службу в армии. В Беларуси Ивану Прохорову понравилось. Здесь он и нашел свою вторую половину. Остался жить и играть в Лиде.


Из-за тяжелой травмы Иван Прохоров рано закончил карьеру футболиста, в 22 года стал тренировать. В 1980-е возглавляемый им лидский «Обувщик» четырежды становился чемпионом БССР, а в 1990-е он вывел команду в высшую лигу, одновременно был (уникальный случай!) председателем ФК, начальником команды и действующим главным тренером плюс директором местной ДЮСШ.

Работы было столько, что зачастую ночевать приходилось на стадионе. Телефон в кабинете ежедневно раскалялся добела, а письма беспроблемно доходили к адресату с простой надписью на конверте «Лида. Стадион. Прохорову». Через его заботливые руки прошли тысячи ребят. Для Ивана Прохоровича и теперь 40-летние мужики с посеребрившимися висками остаются Петями, Ванями и Колями. Об их судьбах, футбольных и нефутбольных, маститый тренер готов говорить часами. А он для них как второй отец.


Спрашиваю у Ивана Прохорова, с кем работалось продуктивнее — со взрослыми либо с детьми? Тот отвечает спустя мгновение: 

— Конечно же, с детьми! Да, порою нужно и на коленки встать, чтобы показать ребятам, как правильно поставить ногу при ударе либо передаче партнеру. Но малыши впитывают все словно губка. Они старательны и открыты. Это нелегкий и в то же время благородный труд. Есть отдача, ты видишь конкретные плоды своего труда. И вообще, идеальная музыка для меня — это стук мяча на фоне звонких голосов ребят.

Немаловажно то, что Иван Прохорович стабильно дает результат. Его воспитанники 2007 года рождения — это чемпионы Гродненской области — 2019, парни на год младше — вторые после «Немана».


А вот когда речь заходит о взрослом футболе, мой собеседник едва заметно вздыхает:

— Не так давно в элитном белорусском дивизионе играли три команды из нашего региона, представляющие Гродно, Лиду и Слоним. Теперь это вспоминается как приятное сновидение. Вот бы это повторить…

kozyrev@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter