Всадники без головы?

Мотоцикл — это не игрушка
Мотоцикл — это не игрушка

Недаром весь день у Анастасии Игоревны ныло сердце — рано утром в Крупскую райбольницу, где она работает, привезли ее 16–летнего сына...

На сотню метров вперед по спящей деревне Ротань разносился рев мотоцикла: это ее сын Петя с другом Виталиком катались. Водительского удостоверения ни у одного из парней не было. На очередном повороте ИЖ занесло, он, как соломинку, снес дорожный знак и, скрежеща по мокрой дороге, вылетел в кювет. Оглушенный Виталик нелепо захлебнулся водой из растекшейся по обочине лужи, за жизнь Пети медики боролись еще пять дней. Но безуспешно...

Год спустя

Ровно год назад — 14 июля 2006–го — в материале «Всадники без головы» наша газета уже задавалась нетривиальным вопросом, имеют ли мотоциклисты право на смерть. Иначе почему беззаботно игнорируют шлемы, без оглядки на здравый смысл превышают скорость и, что самое ужасное, даже не пытаются получить права категории «А»?.. Спрашивается, кому эти парни делают хуже? Самим себе! А также тем невинным жертвам, которые в неподходящее время оказались у них на пути. Как, например, это случилось с 14–летней школьницей из деревни Слобода того же Крупского района, которую сбил «всадник без головы». Сейчас спецкор «СБ» возвращается к затронутой теме с главным вопросом: что изменилось?

Главное — конспирация?

— Главное — конспирация! — наставлял меня перед рейдом начальник отделения технического и кадрового обеспечения УГАИ УВД Миноблисполкома Александр Боровой. Именно поэтому мы — инспектор отделения агитации и пропаганды Станислав Соловей, сотрудник спецподразделения по обеспечению безопасности дорожного движения Павел Мурашко и автор этих строк — ехали не в милицейской машине, а в неприметной белой «Газели». В тени микроавтобуса держались и прикомандированные мотоциклисты спецподразделения «Стрела» на скоростных БМВ, чтобы в нужный момент стать не самым приятным сюрпризом для нарушителей, взяв их в «клещи».

Четвертое колесо

На въезде в Руденск Павел Мурашко краем глаза заметил стоящий посреди деревенской улицы мотоцикл. Мальчишки, возились с ИЖ 5–й модели, — старенький мотоцикл был явно не на ходу. Из корпуса во все стороны выглядывали разноцветные провода, а аккумулятор и вовсе прикрутили изолентой — техосмотр агрегату и на глазок не пройти.

— Решаете, кто первым кататься будет? — заводит Александр Боровой разговор со школьниками.

Те рьяно отрицают: им, дескать, только ремонтировать 23–летний мотоцикл интересно, с шиком разъезжать на нем по деревне будут старшие ребята. Сам владелец почти раритетного транспорта на провокационные вопросы: «Любишь гонять на мотоцикле?» и «Умеешь ли ездить на одном колесе?» — отвечает твердо:

— Вот когда 16–летие отгуляю да права получу — тогда и за руль сяду!

Вот только верится категоричным словам Артема Котенкова слабо: слишком часто участниками мотоциклетных ДТП становятся подростки. Бюллетень из Червенского района: две 15–летние школьницы одолжили у приятеля «ИЖ–Юпитер». Покататься они хотели. Далеко уехать не смогли — неподалеку от деревни Луч мотоцикл опрокинулся: одна из девчонок в больнице, другая дома — ей повезло отделаться ссадинами и испугом. Что в самом деле ужасно, по проселочным дорогам колесят сотни таких «безголовых всадников». Каждый из них — источник повышенной опасности для себя самого и окружающих.

По статистике республиканской Госавтоинспекции, в январе — мае произошло 133 мотоаварии: 16 человек погибли, 141 ранен. К осени эти числа изменятся неизбежно, причем в большую сторону...

Бутыль за пазухой

Деревня Дукора. Из–за извилистого поворота неожиданно вылетает разрисованный под зебру мотоцикл. Сигнализируем, требуем остановиться. Водитель явно не хочет этого делать. Почему — становится ясно через минуту: в руках у пассажира — двухлитровая бутылка пива. Водитель, вроде не пил. Впрочем, боюсь, это было лишь делом времени...

Безалаберности Виталию Дмитровскому не занимать: техпаспорт на «Яву» дома забыл, права и вовсе принципиально (!) не брал:

— Недавно мне пришлось их восстанавливать — потерял по дороге с работы, — так что теперь, если еду по родной деревне, документов с собой не беру. В крайнем случае, за ними сгонять можно!

Мнение, не имеющее права на жизнь. На фоне затерянной на карте деревеньки подобная безалаберность не кажется чем–то преступным (нарушением Административного кодекса), но представьте, что точно так станут вести себя сотни горожан–автомобилистов... Прибывшие по нашему вызову сотрудники Пуховичской ГАИ были правы, выписав мотоциклисту штраф: подобное халатное безобразие нужно пресекать на корню.

Жалость не в радость

Уже на выезде из Дукоры замечаем мальчишку на красном «Минске».

— «Утес–15», срочно вызывает 480–й, — связывается Павел Мурашко с мотоциклистами. — Остановите парня, но — осторожно.

У милиционеров правило: не устраивать за мотоциклистами погони. Особенно если речь идет о подростках — не дай Бог, сверх меры испугается и рванет, не сумеет разминуться с деревом, столбом, кюветом... Впрочем, едва только белые БМВ «Стрелы» поравнялись с «Минском», мальчишка притормозил и съехал на обочину.

Как спустя минуту выяснилось, у почти совершеннолетнего парня нет при себе ни паспорта, ни водительского удостоверения, ни каких–либо бумаг на мотоцикл. Точнее — последних двух документов у него не имеется в принципе.

— За этот мотоцикл я год назад отдал 50 тысяч рублей, езжу на нем в лес за грибами, на рыбалку и дискотеку, — не вылезая из седла оправдывается Максим Берестов. — Чуть позже бывший хозяин и документы обещал передать, но не получилось: он разбился. Так с тех пор и езжу...

Посмотрев на лениво плывущие по небу облака, парнишка встрепенулся и стал давить на жалость:

— Вы только штраф не выписывайте — откуда у меня, круглого сироты, на него деньги?.. Отца своего ни разу в жизни не видел, мама умерла, когда мне год и два месяца было. Учусь в одном из минских колледжей, а сюда к бабушке на каникулы приехал.

И мне, и инспекторам юношу было жаль до слез: сама судьба лишила его счастливого и беззаботного детства, заставив в младенчестве вместо материнского молока хлебнуть горя и несчастий. А тут еще мы любимую игрушку забираем... Однако сентиментальные мысли пришлось отбросить: если сегодня не изъять у парня мотоцикл, завтра может не стать самого Максима. Причем это не нагнетание атмосферы, это — реальность...

Комментарий

Сергей Масловский, начальник УГАИ ГУВД Миноблисполкома:

— Проблема не просто актуальна — злободневна. В области зарегистрировано 66 тысяч мотоциклов, большую часть из которых составляют «престарелые» агрегаты марок «ИЖ–Планета», «ИЖ–Юпитер», «Минск», «Урал», «Ява». И разъезжает на них в основном молодежь: быстро и экономично, а к отсутствию комфорта сельчанам не привыкать. Беда в том, что молодые люди не понимают той ответственности, которая ложится им на плечи, стоит только сесть за руль: за себя, пассажиров, пешеходов... Итоги последних месяцев таковы: на глазах сотрудников милиции мотоциклисты 367 раз нарушили правила дорожного движения. 144 человека сели за руль в нетрезвом состоянии, у 163 нет водительского удостоверения категории «А». Рейды, подобно тому, в котором вы побывали, проводятся почти ежедневно, на штрафстоянки отправлено 240 двухколесных машин. Участковые регулярно совершают подворный обход деревень, разъясняют местным жителям основы Правил дорожного движения, достигшим совершеннолетия предлагают экстерном сдать на права категории «А». Этой возможностью, кстати, уже воспользовались 624 жителя Минщины, надеюсь, в неотдаленном будущем строгая необходимость неукоснительно соблюдать ПДД станет ясной и всем остальным.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter