Всадники без головы?

У категории «А», кроме прав, есть и обязанности
У категории «А», кроме прав, есть и обязанности

Просто оторопь берет: всего за один день — 5 аварий, произошедших по вине мотоциклистов! Один из них смертельно «расцеловался» с деревом, другой не разминулся с забором, третий сначала сбил шедшую по дороге девушку, затем, потеряв управление, съехал в кювет и опрокинулся... Что происходит? Почему из года в год эта проблема не только не исчезает, а даже все больше разрастается, становясь практически нерешаемой?..

Суровая статистика УГАИ МВД гласит: всего за январь — июнь в стране уже случилось 234 ДТП по вине любителей «верховой» езды, причем 48 из них были в стельку пьяны: таким любой забор — не преграда... Для 42 их участников завтрашний день не наступит никогда, еще 257 о случившемся против воли будут напоминать шрамы и рубцы... Лично у меня, когда знакомилась с этими данными, холодок пробежал по спине: сама ведь недавно рассекала по городу на мощном «Сузуки», вцепившись в куртку знакомого байкера, и, радуясь неожиданному приключению, думала: «Всю жизнь буду помнить это волшебное ощущение полета!» Действительно...

— Вероятно, — предполагает заместитель начальника УГАИ МВД Игорь Ваницкий, — корень проблемы в том, что за руль мотоцикла садятся, по большому счету, неучи: ни у одного (!) из виновников упомянутых вами пяти аварий нет водительского удостоверения: этот вид транспорта в деревнях уже сродни коню и велосипеду: сел — и поехал... О знании, а точнее, полном незнании Правил дорожного движения и говорить нечего: большинство сельских «байкеров» такого издания даже в руках не держали... Опасения у нас вызывают и те «наездники», в нагрудных карманах которых уже лежат заветные права категории «А»: сельские жители не в состоянии 2 — 3 раза в неделю ездить в областные или районные центры на водительские курсы, поэтому мы разрешили им сдавать экзамены экстерном — после самоподготовки. В прошлом году этим шансом воспользовались более 900 человек, а сколько еще ездят «просто так»?..

Другая, но при этом не менее важная часть проблемы заключается в том, что мотоциклы у многих самодельные: собранные приятелями–умельцами из запчастей двух–трех разных моделей. Такой «конструктор» опасен вдвойне: техосмотр и госрегистрацию в ГАИ с ним не пройти, это запрещено соответствующим постановлением Совмина, — а ведь «изобретение» может просто внезапно развалиться от перенапряжения. Но разве ж думают о возможности таких последствий обладатели золотых рук, для большей «крутости» удлиняя руль?..

— Что хуже всего, никаких реально действенных мер мы к нарушителям применить не можем, разве только штрафовать за управление незарегистрированным транспортным средством, бесправную езду и несогласованное с ГАИ переоборудование машины, но не поставишь же в каждой деревне по постовому! — сокрушается Игорь Ваницкий. — Неправильный мотоцикл даже изъять нельзя — это частная собственность, пусть она и способна в любой момент убить своего владельца... Приходится ограничиваться профилактическими беседами с водителями, просить и уговаривать их получить права, купить себе настоящий «Урал» или «Днепр», а свой «лего» выбросить от греха подальше... О грозящей за неподчинение закону административной ответственности даже знакомим под роспись — чтобы потом не говорили, будто о недопустимости своих действий впервые слышат.

По мнению Игоря Арсеньевича, недисциплинированных мотоциклистов на путь истинный в два счета не наставишь: должно пройти время, и немалое, прежде чем они осознают груз взятой не себя ответственности не столько за себя, бесшабашных, сколько за жизни своих пассажиров и случайных пешеходов... Но пока самосознание всадников дремлет, не время ли разбудить «дракона» крутых мер?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter