Экономика страны в условиях санкций увеличивает обороты

Время замещения

Активизировать работу по импорто­замещению — поручение Президента, которое находится на постоянном контроле. Такое внимание к производственной теме не случайно — это вопрос обеспечения нашей экономической безопасности. Почему так важно делать и потреблять продукцию Made in Belarus?

Задача номер один

Когда бывшие партнеры ушли в закат, остается только одно — управляться без них. Это что касается санкций. Отказались с нами работать зарубежные поставщики? Значит, надо заместить этот импорт. А иначе и не выжить, и не развиться. Экономика всегда на первом месте — этот принцип давно стал в Беларуси главным. Вспомним первую половину 1990-х: вроде и земли достаточно, но большинство колхозов развалено, вроде и заводы есть, но работают через день, а то и вовсе стоят.

После распада СССР наша страна осталась, по сути, и без ресурсов, и без денег, и без заказов от бывших союзных республик. На белорусскую собственность уже жадно облизывались. Кто-то потирал руки и ждал, что Президент по примеру других постсоветских стран затеет массовую приватизацию. Однако Александр Лукашенко принял твердое решение — этот процесс будет происходить только на самых выгодных для государства и народа условиях. Стратегически решение было простым: от работников на заводах и в сельском хозяйстве требовалось соблюдение дисциплины, а на уровне Правительства — поиска рынков сбыта. Началась тяжелая работа с почти ежедневными поездками Президента по стране, поисками новых площадок для продаж и настоятельными требованиями к промышленникам не закупать комплектующие для производства, а делать свои.

Компетентно и по-новому

Следующим этапом проверки эффективности принятой стратегии стали санкции против Беларуси и ее российских партнеров. Сначала было тяжеловато, но потом (спасибо санкциям) открылись новые огромные рынки для наших товаров: от промышленных до продовольственных. С учетом ситуации в мире восточные партнеры показали, что готовы платить не только за качество, но и за надежность.


Западные ограничения, ставшие толчком к производству, условно говоря, белорусского хамона, простимулировали выпуск новой продукции. И те предприятия, которые в свое время удалось удержать на плаву, оказались очень кстати. Сегодня они в состоянии производить сложнейшие компоненты для авиационной и космической отрасли. Этот потенциал для соответствующих отраслей экономики по достоинству оценивают наши российские партнеры, которые видят в белорусской продукции достойную альтернативу традиционному в недалеком прошлом импорту.

Да, у нас сегодня нет полных цепочек по выпуску, например, авиационной и космической техники, но во взаимодействии с Россией мы сможем производить все, что требуется для наших национальных экономик. Кстати, Беларусь не стала менять курс и отказываться от идеи быть сборочным цехом для крупных партнеров — теперь этот «цех» стал в разы дороже и технологичнее. При этом такие товары народного потребления, как мебель, продукты, косметика, одежда, бытовая техника и другие, у нас свои. Это то, чего еще 20 лет назад мы практически не видели и к чему стремились, создавая новые рабочие места. Разве это не доказательство верности того курса развития страны, который был взят на заре нашей новейшей истории?
Подписано межправительственное соглашение о выделении Беларуси кредита на сумму 105 миллиардов российских рублей на импортозамещающие кооперационные проекты, которые будут реализовываться на территории нашей страны. Москва и Минск подтвердили готовность к началу финансирования 12 проектов.

Производства не остановятся

Белорусские реалии — прибавки в производстве импортозамещающей продукции. И это не только возможность заменить ушедшие с нашего рынка западные товары, но и увеличить экспорт. Например, в российском направлении, которое сегодня тоже живет в условиях глобальной блокады.

За полгода на продажах импортозамещающей продукции Беларусь заработала больше, чем годом ранее, — 6,5 миллиарда долларов, демонстрируя рост почти в 3 %. Причем такая продукция — это удел не только крупных производителей госсектора. Примечательно, что треть общих объемов обеспечил малый и средний бизнес.


Пожалуй, самый чувствительный сектор оте­чественной экономики — машиностроение. Уровень локализации тут растет. И для движения в этом направлении у нас есть все: и производственные площадки, и рабочие руки, и политическая воля. МТЗ, «Гомсельмаш», «Амкодор». Все эти предприятия по уровню локализации выше средних по стране значений. Это значит, что даже при самых худших последствиях санкционного расклада их конвейеры вряд ли остановятся.

Сегодня санкции являются драйвером не только белорусской, но и союзной экономики. Российская промышленная повестка тоже наполнена запросами на производство зарубежных аналогов. Что-то планируется покупать у нас, что-то — выпускать на белорусских площадках, а что-то — делать сообща. Россия готова инвестировать огромные средства в запуск необходимых для союзной экономики проектов — комплектующие для комбайнов, подшипники, автомобильная светотехника, полиэфирные волокна и т.д. как для себя, так и на экспорт.

Фото БЕЛТА

Движение белорусской экономики вперед происходит в русле выверенных экономических решений в области импортозамещения, и политические счеты и реванши тут ни при чем. Потому что самое главное в нашей внутренней и внешней политике — сделать лучше себе, а не насолить западным партнерам. Для кого санкции — это возможности, а для кого — ограничения, покажет время, но уже ясно одно: мы в целом адаптировались к новым условиям. И очень многие освободившиеся в результате недальновидной политики коллективного Запада ниши наверняка будут заняты отечественными и союзными производителями.
Александр Ивановский, профессор кафедры правовой информатики Академии МВД:

— Вопрос импортозамещения очень непростой, но, как показывает время, он решаемый. Бе­зусловно, действия, направленные против нашего экономического суверенитета, сыграли свою деструктивную роль. Но своевременное принятие решений на уровне Президента позволило государству занять упреждающие позиции в экономике. Благодаря этому все ключевые отрасли работают без сбоев: мы продолжаем выпускать автомобили, тракторы, сельхозтехнику, продукты питания и товары широкого потребления. Более того, в непростых условиях растут показатели экспорта и реализуются совместные проекты в рамках Союзного государства. Я настроен очень оптимистично, но надо всегда помнить, что нас ждет серьезная работа по освоению производства новых видов продукции, в том числе в тех сферах, в которых наши компетенции только зарождаются. Например, выпуск компьютерной техники — это очень сложная ниша, но экспериментальные образцы говорят о серьезном потенциале наших разработчиков.
shamko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter