Время выбрало их

«...Ну вот, кажется, я узнал о папе все», — облегченно вздохнул Виктор Антонович Зиновский, выйдя на Яузский бульвар из калитки Центрального пограничного музея в Москве. В январе 1938 года его отец, Антон Степанович Зиновский, в звании старшего лейтенанта стал самым молодым начальником пограничного отряда — 31–го Красногородского, депутатом Верховного Совета РСФСР первого созыва. Потрясающе успешная биография — к тридцати трем–то годам! Он из тех, кто мог смело сказать: время выбрало нас. Его жизнь — это и есть история погранвойск во всем ее многообразии. Кто знает, сколь многого ему удалось бы еще достичь на избранном пути служения Отечеству, если бы не война. Жизнь Антона Зиновского оборвалась с первым снегом 12 октября 1941–го под Вязьмой при выводе полка из окружения...

КОЛЛАЖ MK.BY.

Но история подвига началась раньше. Как пишет исследователь–пограничник В.Зинкевич, в первый день войны Зиновский, тогда уже майор, своевременно организовал эвакуацию членов семей начсостава из Управления пограничного отряда на станции Шепетово в Белосток. «В последующие дни, с боями отступая от границы, будучи легко раненым, вывел на станцию Луполово под Могилевом почти в полном составе Управление пограничного отряда вместе со штабными подразделениями, техникой и вооружением, а также значительную часть личного состава застав и комендатур. Пограничники под его командованием в составе сводной группы генерал–лейтенанта А.Богданова в начале июля 1941 года участвовали в обороне переправы на реке Березине в районе Березино, а затем в обороне Могилева. Из личного состава отряда был сформирован Особый истребительный батальон, который вел борьбу на территории Могилевской области с воздушными десантами противника, взрывал отдельные объекты при отходе наших войск, выполнял специальные задания по развертыванию партизанского движения в Бобруйском и Осиповичском районах. Во второй половине июля пограничники батальона в качестве «живых маяков» обеспечивали выход через болотные топи из Чаусского «котла» частям 4–й и 13–й армий Западного фронта. В конце июля 1941 года истребительный батальон был переформирован в Отдельный стрелковый батальон и передан для обеспечения служебной деятельности Особого отдела НКВД Западного фронта. Остальной личный состав отряда был направлен на укомплектование вновь формируемого 87–го пограничного полка Управления пограничных войск НКВД по охране тыла Западного направления. Его командиром в конце июля и был назначен майор Зиновский...»

Антон Степанович Зиновский родился 5 августа 1905 года в деревне Гриневка Бобруйского уезда Минской губернии (ныне Осиповичский район Могилевской области). С юных лет упорно стремился к знаниям, но путь этот не был простым. После ухода отца на Первую мировую Антону пришлось оставить школу и начать работать. В июле 1920 года, когда началось наступление Красной Армии, Антон примкнул к одному из красноармейских отрядов и прошел вместе с ним около 150 километров от родной деревни. В 1921 году Зиновский поступил в железнодорожную школу 1–й ступени на станции Ясень. Осенью 1924 года сельсовет откомандировал юношу в сельскохозяйственную школу. В августе 1925 года Зиновского направили на учебу в Объединенную Белорусскую военную школу (ОБВШ) им. ЦИК в Минске, которую он окончил на «отлично» в 1928 году. Как отличнику Антону Зиновскому предоставили возможность выбрать род войск для дальнейшего прохождения службы. Он стал пограничником в 12–м Бигосовском отряде, где почти сразу же был назначен начальником заставы.

Начало пограничной службы Антона Зиновского совпало с непростыми годами коллективизации в сельском хозяйстве. И документы 12–го Бигосовского погранотряда той поры свидетельствуют о живом участии пограничников в процессах, происходивших в деревне: они помогают крестьянам в посевной и уборочной кампаниях, при вырубках леса, выручают во время стихийных бедствий. Так, в 1931 году в районе впадения реки Дриссы в Западную Двину случилось сильное наводнение. Одними из первых на помощь местным жителям пришли пограничники, которые, как повествует Исторический формуляр, «успешно спасают колхозников деревень Шатрово и Устье».

В конце 1932 года Зиновского переводят на должность уполномоченного особого отделения в управлении 18–го Житковичского пограничного отряда. В автобиографии он характеризует свою деятельность кратко: «Назначен уполномоченным ОО (КРО), где работал по ОО и ИНО по август 1935 г.». Это значит, что ему приходилось действовать не только по контрразведывательной, но и по разведывательной линии. А уж если упомянут ИНО, Иностранный отдел, то речь может идти о советских разведчиках–нелегалах и каналах их переправки через границу.

С 1 сентября 1935 года А.Зиновский — комендант 2–го пограничного участка в Турове. А вскоре, 2 декабря 1937 года, последовало новое назначение. И было оно далеко не случайным: Антон Степанович возглавил 31–й Красногородский погранотряд, охранявший границу с Латвией.

В связи с очередным изменением границ Советского Союза в 1940 году 31–й Красногородский пограничный отряд был расформирован, а его начальнику А.С.Зиновскому выпало отправиться в местечко Шепетово в Западной Белоруссии, которой планами агрессора уже была уготована роль мешка для всех советских войск, которые там находились. Но майору Зиновскому удалось не только вырваться из него самому, спасти семью, но и, оказав серьезное сопротивление на границе, вывести остатки отряда. Дубль под Вязьмой, увы, стал для пограничника трагическим. Потери убитыми были в 87–м полку минимальными, но в их числе оказался сам командир.

Из донесения командования войск по охране тыла Западного фронта о выходе из окружения подразделений 87–го пограничного полка с 7 по 16 октября 1941 года:

«...Всего из окружения прибыл 451 человек из личного состава 87–го погранполка. Убито в боях во время выхода из окружения 10 человек, ранено — 16. Не имеется данных о 241 человеке. Прибывший из окружения красноармеец Доброхотов доложил, что начальник полка майор Зиновский 12 октября в одной из перестрелок с противником под Вязьмой был убит».

К сожалению, точное место захоронения Зиновского до настоящего времени не установлено. Остается уповать на то, что когда–нибудь это удастся сделать поисковикам.

Роман НИКИТИН.

Фото из семейного архива Зиновских.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter