Время валенки носить!

СЕЛЬЧАНЕ района подтвердят: лучше и удобнее обувки, чем валенки, на зиму просто не сыскать! Даже в лютые холода в них ноги не мерзнут! Да и в город уже возвращается мода на сапожки из войлока. Правда, Владимир Осиповский из деревни Покутье считает: настоящие валенки все равно дадут им фору. Конечно, если сделаны на совесть.

Искусство дрибинских шаповалов вошло в перечень историко-культурных ценностей Беларуси и претендует на место в списке Всемирного нематериального культурного наследия.

СЕЛЬЧАНЕ района подтвердят: лучше и удобнее обувки, чем валенки, на зиму просто не сыскать! Даже в лютые холода в них ноги не мерзнут! Да и в город уже возвращается мода на сапожки из войлока. Правда, Владимир Осиповский из деревни Покутье считает: настоящие валенки все равно дадут им фору. Конечно, если сделаны на совесть.

…Часть души – в подарок

Хотя шаповальский стаж у него более двадцати лет, до подлинного мастерства, признает Владимир Станиславович, еще расти и расти. Ведь процесс этот очень трудоемкий.

— Чтобы сделать одну пару, уходит 10—12 часов. А потом еще двое суток — на сушку в печке, — говорит Владимир.

Что интересно: валенки валяются на одну — левую — ногу. И лишь во время носки приобретают нужную форму, уже под правую. Лечебной же такая обувка считается не только потому, что сделана без всякой «химии» вроде кислот или медного купороса. В них мастер оставляет еще и частицу своей души!

Когда-то шаповалы на Дрибинщине жили едва ли не в каждой избе. А сегодня здесь всех специалистов знают наперечет.

— В основном таким промыслом славятся деревни Михеевского сельского Совета, — рассказала директор районного историко-этнографического музея Елена Ребковец. — Масанины из деревни Рясно всей семьей валенки валяют: муж, жена и сын. Наша сотрудница Татьяна Черепович тоже этому делу научилась. Многие шаповалы сейчас секретам своего ремесла учат взрослых и детей в специально созданных для этого при музее любительских объединениях. Ну а нашему самому маленькому мастеру — Андрею Лугавцову — всего 8 лет!

От Дрибина до Америки

Местный люд технологию валяния валенок начал осваивать после крестьянской реформы 1861 года, когда дрибинский помещик позвал всех желающих селиться на здешних землях. Правда, единого мнения — то ли он направил белорусских крестьян в Нижний Новгород учиться шаповальству у тамошних мастеров, то ли, наоборот, россияне, «прописавшись» в этих местах, привезли с собой знания шерстобитного искусства — нет. Доподлинно известно: слава о валенках, шапках-магерках и валяных рукавицах для ямщиков местного «производства» разносилась за сотни километров!

— Существовало шаповальство в двух видах — кустарном и отхожем. Предпочтение отдавалось второму. Это когда мастер берет с собой нехитрые инструменты и отправляется в далекую дорогу, что считалось выгодным: можно было остановиться на постой у хозяйки, сделавшей заказ. Шаповал ночевал, столовался за ее счет. Кроме того, ему не надо было заботиться о шерсти. Не болела голова и о том, как сбыть валенки и получить деньги, — поведала Елена Николаевна.

Путешествуя, мастера могли добраться до самых разных губерний России. В народе даже гуляет молва, будто один из них до самой Америки доехал! Может, так оно и было. А может, шаповалы сами пустили такой слух, чтобы планка уважения к их ремеслу была еще выше.

«Катрушницкий лемезень»

— Чтобы хранить секреты, домой заработанное в целости и сохранности донести, да и просто поговорить друг с другом о личных делах — так, чтобы посторонние ничего не поняли, дрибинские шаповалы придумали свой язык — «катрушницкий лемезень», — поделилась директор музея. — В нем сегодня — 915 слов!

Если хозяйка была щедрой, хорошо кормила, то и обувку получала добротную. Ну а жадным чаще всего валенки делались на скорую руку. Получив расчет, мастера говорили: мол, надо «брать ховбы и ухлевать». То есть забирать деньги и быстро уходить. Женщина на катрушницком языке — «жбаха», молодая девушка — «шихта», самогонка – «гардея», сало — «крэса». Ну а валенки — «шкорни».

«Изюминку» превратили в «визитную карточку»!

Правда, как и сам промысел, язык дрибинских шаповалов в последние годы начал было уходить. Но когда в районе стали искать свою «изюминку», которая может превратиться в «визитную карточку» региона, ставку решили сделать на возрождение ремесла дедов и прадедов. И немало в этом преуспели. Творчество дрибинских мастеров в 2009 году обрело статус объекта государственного реестра историко-культурных ценностей республики. А сегодня белорусское шаповальство претендует на почетное место в списке Всемирного нематериального культурного наследия.

Мастерская и туристов привлечет

— Если решение специалистов ЮНЕСКО будет положительным, это позволит нам рассчитывать на материальную поддержку, — поделилась Елена Ребковец. — Планы же по дальнейшему развитию самобытного промысла в районе немалые.

Прежде всего здесь хотят открыть действующую мастерскую. И мастеров тем самым объединить, чтобы по хатам не сидели, и туристов заинтересовать необычным экоуголком. Чтобы мастерская работала по-настоящему, ее нужно будет оснастить чесалкой для шерсти. Раньше такое оборудование, считай, в каждом райцентре было, а сегодня его днем с огнем не сыщешь. Вот и приходится «катрушникам» приспосабливаться: кто-то старается готовую шерсть купить, кто-то за услугой в другие города едет, а то и в Россию. В итоге все на цене сказывается: валенки нынче не дешевы.

— Но интерес к ним есть, — радуется Елена Николаевна. — На выставках-ярмарках покупатели нашу торговую точку стороной не обходят. Наибольшим спросом, конечно же, пользуются детские валенки.

Но главное, говорит, не то, сколько наторговали. Важно, что промысел, которым некогда славилась Дрибинщина, сегодня живет и развивается. А заказы на теплую и качественную обувь, между прочим, сюда из разных уголков республики поступают. Иностранцы, приезжая в район, тоже увозят с собой не одну пару валенок. И для себя, и друзьям в подарок.

Светлана МАРКОВА, «БН»

Фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter