Время «столбить» имена

Белорусы наращивают международную регистрацию брэндов

В Беларуси растет число желающих получить международную регистрацию своего товарного знака

Для белорусских производителей Единое экономическое пространство вместе с открывающимся свободным доступом на рынки сбыта стран-соседей несет с собой и ряд вопросов. Ведь отечественные заводы, комбинаты и фабрики, заинтересованные в том, чтобы их товар знали не понаслышке, напротив, рискуют потерять свое лицо — в случае нарушения охраны товарных знаков. Ведь в каждом из трех государств, входящих в ЕЭП, действует уникальная система регистрации и защиты узнаваемого элемента. Если эту практику сохранить, то говорить о едином рынке и товарообороте можно лишь условно. Поэтому производители с нетерпением ждут выхода на единый формат оформления прав. Однако специалисты констатируют: в связи с этим многочисленные вопросы мигом не решатся, к тому же непременно возникнет и ряд новых…

В режиме ожидания…

«Страны «тройки» в своем правовом контексте находятся несколько на разных стадиях обеспечения охраны товарных знаков» — такого мнения придерживается руководитель УП «Белпатентсервис» Белорусской торгово-промышленной палаты (БелТПП) Валентин Рачковский. В числе многих примеров, подтверждающих слова эксперта, — сроки регистрации товарных знаков. В Беларуси этот процесс, как правило, растягивается на 3,5—4 года — весьма продолжительная процедура. К слову, многие предприниматели успевают «оборачивать» бизнес за гораздо меньшее время. К тому же считается, что новая продукция конкурентоспособна лишь в первые 2—3 года после старта ее производства, а потом ее нужно или прекращать выпускать, или модернизировать. Конечно, не дать возможность конкуренту зарегистрировать аналогичный товарный знак можно, подав заявку, и, дожидаясь ответа, изучать внутренний и внешний рынки и осмотрительно реализовывать товар. Но риски здесь велики — как материальные, так и имиджевые.

Правда, экспортеры могут попросить Национальный центр интеллектуальной собственности поторопиться, но не ранее чем через полгода ожидания. А тем временем в Казахстане уже через шесть месяцев заявка по ускоренной процедуре будет одобрена. Опережают по срокам рассмотрения Беларусь и восточные соседи. В итоге может случиться так, что белорусские производители окажутся неконкурентоспособными не только на рынках России и Казахстана, но и на своем собственном, а национальная система регистрации товарных знаков потеряет привлекательность среди ведомств ЕЭП. Дабы избежать этого, время на рассмотрение заявок надо «урезать» хотя бы до 1—1,5 года за счет автоматизации работы экспертов и совершенствования самой процедуры, считают эксперты. Но действовать надо уже сейчас, ведь принятие решения на официальном уровне займет не один день.

Чтобы упростить жизнь торговле, отмечают специалисты, требуется реорганизация законодательства, установление единых условий охраноспособности товарных знаков, унификация судебной практики по оценке их дееспособности. «Таким образом, в вопросе выхода на единый механизм регистрации мы находимся в самом начале, еще, можно сказать, в зачаточной стадии. На межгосударственном уровне уже сформирована нормативно-правовая база, дальше, возможно, эту систему надо будет строить, реализовывать. И здесь нам пригодится опыт стран Евросоюза, где наряду с единой системой работают и национальные. Не без шероховатостей, конечно, ведь общеизвестный знак, получивший документы об охране раньше остальных, «выбивает» с даты приоритета все другие товарные знаки, даже те, что зарегистрированы в иных товарных позициях. Так что что-то уйдет, что-то останется», — рассказывает Валентин Рачковский.

Один пишем — два в уме

Пока же белорусские экспортеры медленно, но верно готовятся держать оборону перед распахнувшимися дверями рынка, проходя, помимо национальной регистрации, и «мадридскую процедуру» — когда, подав одну заявку, можно получить охрану товарного знака в нескольких странах одновременно. В текущем году, по данным Национального центра интеллектуальной собственности, таких заявок было подано порядка 5,4 тыс., что на 12 % больше, чем в 2010 году. В то же время получили «мадридскую» регистрацию чуть более 5 тыс. производителей — примерно столько, сколько и годом ранее. Для сравнения: число желающих получить документ, охраняющий товарные знаки лишь внутри страны, в середине декабря составило 4,8 тыс. За это же время выдано почти 2,8 тыс. национальных регистраций, что на 13 % меньше, чем за аналогичный период прошлого года. В целом же число охраняемых объектов за две недели до конца года на 900 регистраций меньше, чем в 2010 году (тогда их общая сумма составила без одного 8,7 тыс.). Хотя в ведомстве отмечают, что цифры к концу года еще подрастут.

Специалисты говорят: нет проблемы, когда есть выбор между национальной регистрацией и регистрацией сразу в трех странах. Хуже, если возможности нет, ведь в разных странах одни и те же товарные знаки могут принадлежать разным производителям. Вспомнить хотя бы примеры «советского прошлого» — названия шоколадных конфет, шампанского. Сколько копий было сломано, прежде чем вопрос решился, хотя со вступлением в ЕЭП нерешенной остается новая грань — перемещение одноименных товаров из одной страны в другую. Уже сейчас страны — участницы Таможенного союза пытаются найти выход из сложившейся ситуации. Один из вариантов — на взаимной основе признавать регистрацию одних и тех же товарных знаков разных производителей. Правда, здесь специалисты советуют задуматься: стоит ли ради частного случая размывать общую систему функционирования и использования охраны прав?

В целом же в Беларуси сейчас действует порядка 100 тыс. регистраций, в России и Казахстане их еще больше, следовательно, накладок в ближайшем будущем не избежать. На примере советских товарных знаков наши субъекты хозяйствования уже могут спрогнозировать те проблемы, с которыми столкнутся, если не обеспечат охрану своего бренда на территории сразу нескольких государств. «Не сделаем мы, не зафиксируем — это сделают россияне, активно ведущие охрану своей интеллектуальной собственности. Подтянутся казахи, и мы тогда уже будем с остатками, — констатирует Валентин Рачковский. — Мотивация «я вообще не планирую выходить за пределы своего района» здесь неуместна. Ведь, когда производители говорят о территории Беларуси как о своем рынке, они должны понимать, что при наличии только белорусской регистрации урезаны возможности по защите этой территории. Если мы говорим о возможности коммерциализации объектов интеллектуальной собственности и товарного знака в частности, мы должны воспринимать как настораживающую ситуацию, когда в одном из государств — Казахстане или России — отсутствует регистрация отечественного товарного знака».

И все же производители не так уж и активно торопятся получать охрану по «мадридской процедуре», ведь если в течение 5 лет после национальной регистрации правомерность товарного знака будет оспорена, вся международная регистрация умрет автоматически. Плюс ко всему «мадридская» система прозрачна, и любой эксперт может посмотреть в Интернете, выносили ли в других странах отказы заявителю. Чем их больше, тем меньше доверия у принимающих заявку зарубежных органов.

Тем не менее специалисты называют регистрацию товарного знака своеобразной деловой «гигиеной» и сравнивают с мытьем рук перед едой: может, это и необязательно, но перестраховаться стоит.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter