Время ставить ЖКХ на рельсы конкуренции

Возможно, пока эта сфера не такая уж привлекательная для частника. Чего скрывать, доходы от ее услуг отнюдь не суперприбыльные. Но зато постоянные, стабильные. И мировой финансовый кризис в очередной раз в этом убедил: акции крупных иностранных компаний, специализирующихся на услугах ЖКХ, практически не упали в цене. Конечно, от жилищно-коммунального хозяйства не стоит ждать рентабельности в 20—30 процентов, но и тех стабильных пяти-семи будет вполне достаточно. Главное сейчас — поставить его на рельсы конкуренции, заинтересовать отечественные компании активно участвовать в конкурсе. От такого соперничества в выигрыше все: и частнику прибыль, и государство в этом случае будет тратить меньше бюджетных денег на содержание ЖКХ, и сами жильцы получат более качественные и своевременные услуги.

Белорусскому ЖКХ нужен рынок -- ативный, мобильный, конкурентный.

Возможно, пока эта сфера не такая уж привлекательная для частника. Чего скрывать, доходы от ее услуг отнюдь не суперприбыльные. Но зато постоянные, стабильные. И мировой финансовый кризис в очередной раз в этом убедил: акции крупных иностранных компаний, специализирующихся на услугах ЖКХ, практически не упали в цене. Конечно, от жилищно-коммунального хозяйства не стоит ждать рентабельности в 20—30 процентов, но и тех стабильных пяти-семи будет вполне достаточно. Главное сейчас — поставить его на рельсы конкуренции, заинтересовать отечественные компании активно участвовать в конкурсе. От такого соперничества в выигрыше все: и частнику прибыль, и государство в этом случае будет тратить меньше бюджетных денег на содержание ЖКХ, и сами жильцы получат более качественные и своевременные услуги.

Конечно, одномоментно приучить частные компании к «аукциону» трудно. Более того, многие участники относятся к нему с опаской. Но, уверен, скоро система заработает. Мы планируем развивать конкурентную среду в ЖКХ и наравне с государственными привлекать частные организации. Причем любой формы собственности и безо всяких ограничений. Нужно, чтобы в этой сфере заработал рынок — конкурентный, активный, мобильный. Конечно, пока еще здесь преобладает монополия, но часть работ уже сегодня вполне реально и безболезненно можно «перекинуть» на плечи частника. Услуга выставляется на конкурс, а тот, кто выиграет его, и будет оказывать таковую населению.

Кстати, сегодня некоторые виды услуг уже работают по рыночной схеме. Например, по оказанию тех же ритуальных услуг. Выбор разнообразнейший: хочешь, обращайся в частную контор

у, хочешь — в государственную. Это же касается и проведения ремонтных, строительных работ, бытовых услуг. Только конкуренция: кто выиграл, тот и проводит работы. Будь то капитальный ремонт, ремонт кровли, улиц, дорог, укладка асфальта, плитки. Вполне оправдано ввести такую схему и для техобслуживания жилого фонда. Этакая альтернатива нашим жилищно-эксплутационным организациям. И, кстати, первые подвижки уже наблюдаются. Есть пример участия иностранного капитала в обслуживании жилищного фонда. Это Управляющая белорусско-германская компания СООО «Мозырская альтернатива», созданная в 2009 году. А в Гомеле, Гродно, Волковыск

е, Могилеве и Минске успешно работают 15 негосударственных жилищных организаций, которые обслуживают более одного миллиона квадратных метров. Пока они, конечно, капля в море, оттого что находятся на балансе ЖКХ, но главное, что схема заработала. И вполне эффективно: обслуживание жилого фонда не требует передачи большой материально-технической базы или уж тем более ее создания. Здесь важно организовать работу, иметь хорошо обученный персонал, запасы материалов, и уже можно конкурировать. Кстати, плоды этой конкуренции наиболее ощутимы как раз в этой сфере, ведь с обслуживанием жилья мы сталкиваемся каждый день. Планируем выставлять на конкурс техобслуживание жилищного фонда и объектов благоустройства еще в 14 городах — Бресте, Пинске, Полоцке, Витебске, Орше, Гомеле, Речице, Ли

де, Могилеве, Бобруйске и других. А в глубинке частнику еще больше раздолья: конкуренция меньше, а набор услуг практически идентичен городскому. Тут и без конкурсов всяких приветствуется частная инициатива. Кто мешает сельчанину, у которого, допустим, есть трактор, заняться сбором мусора или вывозом отходов?

То, что действительно отталкивает от «коммунального бизнеса», так это субсидирование ЖКХ из бюджета. Поскольку тарифы для населения единые по всей стране, а затраты по регионам отличаются, разница между выручкой и затратами субсидируется из местного бюджета. Но чтобы ее получить, нужно представить в местное финуправление определенный перечень документов. А это — лишняя головная боль. Намного проще было бы формировать ценник из себестоимости услуги, тогда и субсидий никаких не нужно. Тем более что у бюджета не всегда есть деньги. Частенько с затратами рассчитываются с опозданием. Крупной организации легче при таких условиях выживать, а как быть мелкому частнику? Откуда взять деньги, чтобы оказать услуги в следующем месяце? Вот и подумает он лишний раз, браться за это дело или нет.

Но конкурсный подход — это только первый этап реформирования белорусского ЖКХ. На втором планируется привлечение инвестиций. И, как показывает мировая практика, наиболее универсальная форма — государственно-частное партнерство. Приходит частник, получает в аренду объекты ЖКХ, вкладывает деньги в их модернизацию (например, тех же теплосетей, водопровода, очистных сооружений, котельных, объектов переработки отходов), а затем эксплуатирует их определенное время и возвращает государству. Выгода для обеих сторон: частник заинтересован в наиболее эффективной эксплуатации и получении максимальной прибыли, государство экономит бюджетные средства на развитие инфраструктуры и получает эффективного управляющего своей собственностью. В столице, к примеру, подобное совместное предприятие по санитарной очистке — СООО «Ремондис-Минск» — уже работает с 2010 года и на сегодня обслуживает практически половину города. Приличная зарплата у сотрудников, современные технологии (новая технология раздельного сбора отходов с применением большегрузного транспорта и пластиковых контейнеров), которые значительно повышают производительность труда. Правда, пока инвестирование проходит выборочно, на уровне экспериментов, ведь закона о частно-государственном партнерстве еще нет, он только в проекте. Но с его появлением, уверен, дело пойдет гораздо быстрее. Главное сейчас — запустить эту схему в действие, поставив ее на рельсы конкурентного рынка.

Анатолий ШАГУН, начальник управления коммунального хозяйства и энергетики Министерства жилищно-коммунального хозяйства Беларуси

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter