В Пинске на пешеходной улице Ленина демонтируют старинную плитку-трилинку. Удастся ли сохранить уникальный объект?

Время сохранять камни

В Пинске продолжается реконструкция пешеходной улицы Ленина. С дороги убирают старую плитку-трилинку, или «пинскую костку». Ею выкладывали дороги в некоторых городах Западной Беларуси еще 80 лет назад, когда эти земли были территорией Польши. Теперь пинчане обеспокоены: что дальше будет с уникальной плиткой, которая стала одним из символов города?

В Пинске идет реконструкция улицы Ленина

Старое на новое

Центральная часть улицы Ленина обнесена забором. За ним – экскаваторы, трубы, бетонные кольца. Идет реконструкция. «Пинскую костку» здесь уже сняли. Скоро ее заменят современной плиткой, которую называют «старый город». Такой подход к реконструкции нравится не всем пинчанам:

— Улица Ленина мне все больше напоминает брестскую Советскую. Получается какой-то «евроремонт», а пинского колорита, к сожалению, остается все меньше. Безликая плитка, мраморные вставки… Самобытную трилинку уложили только небольшими 30-сантиметровыми полосками и овалами на перекрестках. Вроде компромисс, но лично меня он не радует, — пинчанин Виктор Павлович вместе с супругой прогуливаются по пешеходной улице, стремительно меняющей свой облик. Из-под асфальта виднеется та самая шестигранная трилинка. Мой собеседник вздыхает:

— «Костку» снимают экскаватором, ковшом грузят в прицепы. Я считаю, что к собственному наследию нужно относиться с большим пиететом.

Трилинка вперемешку с асфальтом

У пинчанина Ивана Мазура на этот счет свое мнение:

—  Трилинка свое уже отслужила, ее пора менять, хотя выглядит плитка красиво и самобытно. Проблема в том, что мастеров, способных как следует уложить даже сохранившуюся трилинку, у нас нет. Кода-то попытались выложить ее на площади Ленина — получилось откровенно плохо. С другой стороны, применение «костке» найти нужно. Не выбрасывать же. Говорят, трилинку уже используют при благоустройстве частных подворий. Законно это или нет – не знаю.

Геометрия шестиугольника

Трилинка — детище варшавского инженера Владислава Трилинского. В 1930-х годах его назначили начальником Брестского управления строительства и коммуникаций. Он и организовал производство шестигранников, которые оказались гораздо практичнее и удобнее традиционных в то время булыжников. Плитку-трилинку делали из кусков базальта, которые заливали бетоном в специальной форме. «Косткой» вымостили дорогу Пинск—Кобрин, ее укладывали на улицах Бреста, Слонима, Янова и других городов Западной Беларуси.

Улицы мостят не уникальной трилинкой

В Пинске трилинка появилась в 1938 году на центральной площади и улице Костюшко (сегодня это улица Ленина). Десять лет назад власти города попытались дать старой плитке новую жизнь. На площади ее аккуратно достали из-под асфальта, уложили на заново подготовленное основание. Но под колесами автомобилей долго «костка» не продержалась, пришлось заменить. Теперь даже на пешеходной улице ее используют в минимальном количестве. В Пинском горисполкоме рассказали, что сохранилась трилинка неважно:

— При укладке она крошится в руках, поэтому использовать ее снова проблематично. Сейчас идут работы по реконструкции третьего участка улицы Ленина, меняются все сети и коммуникации. Плитка, которая хорошо сохранилась, будет использоваться при дальнейшей реконструкции улицы. Трилинку уложат вдоль дороги, а на перекрестке улиц Ленина и Казимира Свентека появится овал, вымощенный «косткой». Также трилинкой выложат дорожки в сквере, который планируется разбить на перекрестке улиц Кирова и Пушкина.

Прошлым летом трилинку поднимали из-под асфальта на проспекте Машерова в Бресте. Городские власти заверили: старая плитка будет использоваться при реконструкции исторических мест. Например, городского сада около ТЭЦ, а также при благоустройстве территории рядом с будущим молодежно-патриотическим центром.

Павел ЮШКЕВИЧ
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter