Во всех сегментах торговли необходимо создать понятные правила игры

Время собирать магазины

Торговыми «квадратами» наш бизнес обеспечен с запасом. По их количеству на душу населения мы давно обогнали многие западноевропейские страны, особенно в столице и областных городах. В сельской местности ситуация похуже, но предоставленные Указом № 345 льготы оживили ретейл и в деревнях. Вроде бы избыток торговых точек при свободной конкуренции должен был превратить количество в качество. Пока иной раз получается несколько наоборот. Все как на татами: если убрать судью, то рано или поздно борьба выливается в бескомпромиссную потасовку. Первый заместитель Премьер-министра Дмитрий Крутой на недавней итоговой коллегии Министерства антимонопольного регулирования и торговли поставил задачу разработать правила игры в каждом сегменте торговли. Четкие, ясные, понятные, справедливые.

Во всех сегментах торговли необходимо создать понятные правила игры.

Некоторые явления справедливо вызывают сомнения у Дмитрия Крутого. Например, упомянул он некоторые сети «жестких» супердискаунтеров, созданных с участием иностранного капитала, которые лихо ворвались на белорусский рынок. Несомненно, дешевые товары привлекательны для покупателя. Вроде бы концепт лежит в русле и государственной политики: борьба за снижение цен, особенно на товары первой необходимости и повседневного спроса. Другой вопрос, что декларируемые «дешево и сердито» от них на практике трансформируются в «дорого и невнятно». И такое поведение некоторых агрессивных игроков рынка порождает жалобы и возмущения со стороны и потребителей, и других торговцев. Конкуренция конкуренцией, но совесть тоже надо иметь. 

Дмитрий Крутой отметил: МАРТ активно работает по принуждению торговли к добропорядочности. Но, видимо, действующие инструменты внушения действуют не на всех. 

— Думаю, в рамках программных документов, которые сейчас находятся в стадии активной подготовки (в частности, программа социально-экономического развития страны до 2025 года, программа конкуренции, антиинфляционная программа), мы должны всему рынку объявить понятные инструменты и механизмы конкуренции в определенных сегментах, — сказал Дмитрий Крутой. — Как магазины открываются, как они функционируют, кто их проверяет, по каким основаниям их можно закрывать. Чтобы неразберихи в этом плане не было. Потому что это вызывает недовольство не только у субъектов торговли, но и у граждан, которые получают товары непонятного качества по непонятной цене. 

Такой подход должен быть на всех направлениях. До конца не разрешены проблемы в сельской торговле. Первый заместитель Премьер-министра констатировал: нормы Указа № 345 оживили торговый бизнес на селе. Но когда в небольшой город приходит крупный торговый оператор, возникают трения и общественный резонанс: не «съест» ли большой бизнес малый? Поэтому необходима четкая политика, убежден Дмитрий Крутой. Чтобы местный предприниматель, вкладывая средства в открытие торговой точки, был уверен: инвестиции вернутся. 

Конечно, любые ограничения вызывают сомнения «пострадавшей» стороны. Мол, снижение градуса конкуренции может отразиться на потребителе, на ценах. Такие аргументы горохом сыплются, когда начинаются обсуждения проектов нормативных актов, например, по антимонополистическим ограничениям торговых сетей. Но за чем-чем, а за ценами МАРТ научился следить неплохо. В том числе по этой причине инфляция держится в рекордно низких прогнозных параметрах. В ценовых вопросах МАРТ принуждает к сдержанности не только торговлю, но и производителей, поставщиков, даже монополистов. Цены вообще тонкая субстанция. Прямое регулирование далеко не всегда эффективно. Другой вопрос, что и на самотек эту сферу пускать нельзя. В том числе и по зависимости от соседних потребительских рынков. В прошлом году случались моменты, когда из-за конъюнктуры цен на российском рынке редко колебались цены на огурцы на 80 процентов, животного масла — на 10 процентов… Другой вопрос, как заметил Дмитрий Крутой, — любые регулятивные воздействия должны быть «привязаны» к товару: спросу на него, предложению, наличию в достаточных объемах… 

Другими словами, регулирование должно быть рыночным. Тогда ни конкуренция, ни производители, ни потребители не пострадают. А в целом только выиграют. 

volchkov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter