Как застраивается индустриальный парк «Великий камень»

Время собирать камни

Состоявшийся на минувшей неделе официальный визит Президента в Китайскую Народную Республику многих заставил вспомнить об особенностях торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества с этой страной. Наверное, самый раскрученный проект в этой сфере — это Китайско-Белорусский индустриальный парк «Великий камень». Несмотря на то что о преимуществах резидентства в этой особой экономической зоне на уровне Главы государства и Правительства говорят очень часто, количество участников этого проекта уже больше года остается неизменным — их всего восемь. Много это или мало и как сегодня возводится в Смолевичском районе парк, решил узнать корреспондент «Р», для чего отправился на место стройки будущего города.

Заместитель генерального директора СЗАО «Компания по развитию индустриального парка» Кирилл КОРОТЕЕВ.

Говоря откровенно, число резидентов в парке за последнее время даже сократилось. Китайской солодовой компании «Цзюй Синь Солод» недавно отказали в возведении предприятия на отведенном ранее месте и предложили начать строительство на другом участке. 

— Просто производству солода всегда сопутствует большое количество пернатых. Каким бы современным и технически продвинутым предприятие ни было, без резкого увеличения популяции птиц в округе дело не обойдется. А в близости от взлетно-посадочной полосы Национального аэропорта Минск-2 это просто опасно. Сейчас инвестору как раз подыскивают новый участок, который соответствовал бы всем его требованиям. Не исключено, что он окажется за пределами первой очереди строительства «Великого камня», — рассказывает главный инженер компании по развитию индустриального парка Алексей Семененков.


Сам по себе «Великий камень» начал приобретать черты будущего города: уже оформились улицы, и когда пытаешься сверить ландшафт с картой перспективной застройки, это получается без труда.

На въезде прямо от вагончиков, где временно размещается компания-застройщик, начинается проспект, который называется Минским. Далее через полкилометра он пересекается с Пекинским проспектом. Прорисованы дорогами абрисы будущих улиц с рабочими названиями — Горизонтальная, Вертикальная и Проектируемая. Видимо, впоследствии они приобретут более присущее городским улицам звучание. 

Дороги, кстати, очень широкие и с нанесенной разметкой, по обочинам разбиты газоны и построены автобусные остановки. Правда на табличке, где должны быть написаны номера маршрутов, время прибытия транспорта и интервалы движения — пусто. Общественный транспорт по парку пока не ходит.


Новая башня пока в строительных лесах.

Однако главные перемены — это отнюдь не дороги, фонари и газоны. Большая часть трансформаций скрыта под землей — это коммуникации. Именно непонимание, кто же должен заниматься строительством инфраструктуры «Великого камня», долгое время тормозило проект. Но теперь уже построена подстанция на 110 кВт, которая будет питать будущий большой город; полностью закончен, но пока не сдан в эксплуатацию водозабор с шестью артезианскими скважинами; близится время сдачи очистного коллектора. Последний проект — это то, чем можно по-настоящему гордиться. Очистка будет производиться по технологиям, которых нет больше нигде в Беларуси. Говорят, что вода после очистки будет соответствовать всем нормам для рыбохозяйственного водопользования. Проще говоря, по химическому составу будет даже превосходить ту воду, которая течет в кранах минчан. В свое время жители Смолевичей, Сокола и окрестных дачных кооперативов были не на шутку встревожены грядущим соседством с китайским парком. Их опасения напрасны — технически коллектор явно лучше, чем даже минские, и строят его с очень большим запасом. В настоящее время рассматривается возможность присоединения к нему смолевичского коллектора, а также Национального аэропорта Минск-2.

Мы с первым заместителем генерального директора СЗАО «Компания по развитию индустриального парка» Кириллом Коротеевым стоим на крыше строящегося административного центра. Здание невысокое — всего восемь этажей, но сверху открывается прекрасный вид на большую стройку. 


— Кто-то оценивает эффективность «Великого камня» количеством участников, мы же считаем гектарами реализованной земли. К настоящему моменту уже 92 га из 350-ти первой очереди отдали в аренду — то есть почти треть. Для нас это самый главный критерий, — говорит Коротеев.

По другую сторону Пекинского проспекта располагаются площади, которые застраивает компания China Merchants Group. Китайский государственный многопрофильный конгломерат развернул деятельность, масштабы которой, пожалуй, прекрасно иллюстрируют амбиции Поднебесной на мировой арене. Торгово-выставочный центр, деловой и торговый центр с гостиницей, а в центре расположены колоссальные складские помещения с огромной открытой площадкой для контейнеров. Китайский бизнес планирует в полной мере воспользоваться всеми бонусами, которые сулит формат ЕАЭС. Недавно было объявлено, что в целях совершенствования условий ведения бизнеса в свободных экономических зонах наш парк будет наделен свойствами портовой зоны. Это позволит быстрее обрабатывать грузы, проходить таможенные процедуры, получать больше услуг резидентам. Иными словами, грузы, прибывшие в аэропорт Минск-2, при условии их дальнейшего перемещения за пределы союза не будут облагаться таможенными пошлинами. 

Звучит команда — «вира!».

На самом деле 8 компаний — резидентов парка — это лишь верхушка айсберга. Администрация «Великого камня» имеет соглашения еще примерно с 50 компаниями, которые не прочь присоединиться к числу участников особой экономической зоны. И некоторые из этих соглашений обретут более конкретную форму уже в ближайшее время — инвесторы подбирают участки, готовят техническую документацию, чтобы приступить к строительству.

— Стать резидентом парка просто. Надо только подписать соглашение с администрацией парка — вот и все. Но именно с этого момента начинает отсчитывать счетчик. По закону именно со дня регистрации в парке компании предоставляется освобождение от налога на прибыль на 10 лет, а последующие 10 лет ставка уменьшена на 50%. Поэтому некоторые предприятия не спешат подписывать бумаги, а желают сделать это поближе к дате пуска производства, — говорит Коротеев.



Строительство жилья в «Великом камне» начнется уже в 2017 году. Так планируемая застройка выглядит на макете.

Кстати, подписать соглашение уже после запуска предприятия — технически тоже возможно. Просто инвестор будет лишен на этапе строительства определенных льгот, но тут каждый считает свой бизнес — либо у него при строительстве большие издержки, либо при обороте.





Корпорация China Merchants Group развернула нешуточную деятельность — она застраивает участок площадью в 29 гектаров

«Великий камень» не раз критиковали за нерасторопность инвесторов. Если бы озвученные некогда Правительством планы были выполнены в срок, парк в настоящее время был бы уже в состоянии 50-процентной готовности. А так пока только заканчивается строительство инфраструктуры и кое-где начато активное возведение стен будущих предприятий. В следующем году начнется и активная жилая застройка. Кстати, во время визита Президента в Китай было подписано одно важное соглашение. Меморандум предполагает ежегодное выделение технико-экономической помощи на проекты парка. Это плюс к тем договоренностям, которые существовали ранее. 

— Меморандум — это системный документ. Планируется, что в первом квартале каждого года будут определяться направления и конкретные проекты для финансирования, согласовываться сторонами. Определены приоритеты — социальная и жилищная инфраструктуры. Пока планируется возвести детский сад и поликлинику, — отмечает Кирилл Коротеев.


Примерно 80% работ по строительству инфраструктуры парка осуществляли белорусские подрядные организации. А вот на возведении зданий для нужд резидентов «Великого камня» заняты преимущественно китайские специалисты.

Китайские предприниматели действительно слишком долго запрягали. Но сейчас начали строить очень даже активно. На въезде в парк на огромной растяжке на двух языках написано изречение китайского реформатора Дэна Сяопина: «Время — деньги, оперативность — жизнь». Похоже, что резиденты парка решили сделать его своим девизом. Помимо China Merchants Group, на начальном этапе строительства уже находится корпорация «Чинду Синджу Шелковый путь развития», которая возводит завод по производству суперконденсаторов, начала активно строиться корпорация Zoomlion. Администрация парка сейчас возводит производственные и административные комплексы, в том числе и под нужды компаний Huawei, ZTE и Yoto. Так что вопрос, много это или мало, восемь резидентов, открытым оставаться будет недолго. 

benko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter