Время собирать камни...

Поскольку газета опаздывает с новостями — ТВ, Интернет и радио здесь впереди, — мы решили сосредоточиться на комментариях, обращенных к нефтяному конфликту...
Поскольку газета опаздывает с новостями — ТВ, Интернет и радио здесь впереди, — мы решили сосредоточиться на комментариях, обращенных к нефтяному конфликту. Стартовал он достаточно бурно, но сейчас увядает на глазах и сжимается, как шагреневая кожа. Вообще говоря, этого стоило ожидать. Потому что впереди ясно обозначился тупик. Причем не только экономический, но, главным образом, имиджевый. Если Минск и Москва, спорящие стороны, обменялись острыми аргументами и приготовились к предъявлению новых козырей, то Европейскому союзу сказать было нечего. Там за развитием ситуации следили расширив глаза и с большой тревогой. После того как операторы «Транснефти» закрыли в Унече задвижку, Польша, Германия и другие, несмотря на необыкновенно теплый январь, стали трястись от холода. И политики, и рядовые обыватели единовременно поняли, что дальше так дело не пойдет. В Европе живут вполне наивные люди, искренне убежденные, что контракту нужно верить не меньше, чем Библии. А тут на их глазах произошло святотатство — какая–то непонятная сила, скрывающаяся под абракадаброй «Транснефть», в одно мгновение разбила их веру в контрактную святость. Какое дело европейцам до того, с кем и почему конфликтует «Транснефть»? Их это не интересует. Они считают, что в бизнесе каждый решает свои проблемы самостоятельно. В общем, как говорилось в старом добром слогане советских еще времен:

— Дал слово — сдержи. Дал обязательство — выполни!

Европейцы ничего не знают и не хотят слышать, кто и кому установил какие пошлины. Они знают, что поставщик нефти Россия, как и в годичной давности конфликте с Украиной, вновь проявила капризность и несостоятельность. А это не прощается. Вот что пишет, к примеру, английская «Индепендент»: «...у всего мира складывается впечатление, что Россия вновь начала действовать, не считаясь ни с кем. Возникает резонный вопрос: почему европейских потребителей не уведомили заранее, что нефтепровод будет перекрыт? Почему российский Президент Владимир Путин отказывается принять предложение Евросоюза подписать Энергетическую хартию, что гарантировало бы бесперебойность поставок? Доверие к Кремлю падает. На Западе усиливается ощущение, что Москва использует энергоносители в качестве «оружия», а не обычного коммерческого товара.

Г–н Путин должен понять: репутация ненадежного поставщика противоречит интересам России. Ее экономика чрезвычайно зависит от экспорта энергоносителей. Кроме того, она нуждается в знаниях и опыте иностранных компаний для дальнейшей разработки своих нефтегазовых месторождений. Сегодня Россия поставляет в Европу 30% потребляемой нефти и 40% газа. Однако, если европейские потребители сочтут, что полагаться на нее нельзя, они начнут искать новые источники поставок в Черноморском, Прикаспийском регионах и странах Персидского залива. Фактически это уже происходит. Вчера германский канцлер Ангела Меркель заявила: события последней недели стали очередным доказательством необходимости диверсификации снабжения Европы энергоносителями. Если самозваная «энергетическая сверхдержава» не понимает, что этот статус предусматривает не только права, но и обязанности, Европе следует срочно искать другие источники энергопоставок. Более того, она должна воспользоваться этой возможностью, чтобы полностью отказаться от импорта экологически вредных углеводородов. Российский авторитаризм и глобальное потепление — мощные стимулы для смены направления развития энергетики».

Дадим пояснения для непосвященных. Сложный термин «диверсификация» обозначает всего лишь поиск выхода из положения. А если совсем просто, то европейцы стали быстро соображать: как бы это обойтись без России? Дело это, конечно, нелегкое (в предгорьях Альп нет тюменских нефтяных полей!), но ничего невозможного не бывает. Будут, наверное, строить АЭС, расщеплять водород, заправлять «Мерседесы» спиртом или рапсовым маслом — в общем, искать выход. И кому это выгодно? Ведь «Транснефть» тоже не будет пить сырую нефть, ее нужно качать и продавать...

Так, за одну минуту почти что рухнуло реноме устойчивого и солидного партнера–поставщика...

Кто виноват?

Да все те же люди, не научившиеся просчитывать последствия своей лихости и считающие, что топтание слона в посудной лавке — это изящно и доставляет всем радость. Кроме всего, ЕС оказался перед весьма неудобным политическим выбором: либо приграничная Беларусь — «авторитарная», неудобная, но — независимая! Либо труднопредсказуемый хаос, в центре которого московские нефтяные офисы гулко бьют в боевые тамтамы. Вот результаты разыгранной перед европейцами сцены из «реальной энергополитики» Москвы.

Но, как мы уже отмечали, температура конфликта существенно снижается. В Москву вылетает С.С.Сидорский, который проведет переговоры со своими коллегами, и будем надеяться, что их итогом станет достойный межгосударственный компромисс. Будем надеяться, что все это случится в ближайшее время.

...Любопытно было понаблюдать за некоторыми важными персонами российской политики, проявившими себя в эти дни во всем блеске. Это тоже один из уроков конфликта. Дохнувшая холодом «прагматичная» позиция некоторых кремлевских министров, пожелавших «проучить Минск», не вызвала особой сенсации. От г.г. Грефа, Кудрина, Шаронова и других вряд ли кто и ожидал иного. Зато г.г. Бабурин, Жириновский и другие — большие «друзья белорусского народа» — сбросили, пардон, маски, и публика смогла по достоинству оценить их уникальные душевные качества. Красавцы, нечего сказать... Но в конформности и бесстыдстве всех превзошел «экономист, обозреватель Первого канала ТВ» Михаил Леонтьев. Он заявил буквально следующее: «Я считаю, что граница России находится в Бресте, а не в Смоленске. И надо восстановить эту границу»... Что тут скажешь? Во–первых, большое человеческое спасибо, что Леонтьев не раздвинул границы России до Ла-Манша, во-вторых, кротко советуем ему навестить на досуге психиатра, и, наконец, этот воинственный бред должен кое о чем сказать минским «революционерам», которые до сих пор саркастически ухмыляются, когда заходит речь о реальной угрозе белорусскому суверенитету и о том, кто его реально отстаивает. Ведь то, что на языке одуревшего в «имперском» раже Леонтьева — на уме у тех, с чьих ладошек он клюет свои информационные зернышки...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter