В Белыничи вернутся раритеты из костела кармелитского монастыря

Время собирать... фрески

Центром притяжения в Белыничах, как и много веков назад, вскоре должны стать знаменитые фрески и икона. В следующем году столицей Дня белорусской письменности станет именно этот райцентр на Могилевщине. В Белыничи вернутся фрески из костела кармелитского монастыря, от которого не осталось камня на камне. А еще список чудотворной иконы Белыничской Божией Матери. Эти духовные святыни станут жемчужинами экспозиции нового музейно-образовательного центра.

Художник-реставратор Юрий Малиновский и директор Могилевского областного художественного  музея Елена Боброва.

Квадратные плиты в рамках бережно берет в руки художник-реставратор из Мстиславля Юрий Малиновский. В хранилищах Могилевского областного художественного музея они стоят рядами, как книги в библиотеке:

— Это и есть те самые фрески, которые мы 41 год назад с коллегами-реставраторами снимали со стен полуразрушенного собора в Белыничах. В 60-х годах храм взорвали. Почему не видно изображения? Фрески были заштукатурены, в советское время в соборе прописались все районные службы, а библейские сюжеты никак не вписывались в атеистическую идеологию. Когда мы приступили к работам, все, что осталось от громадного монастырского комплекса, — это руины с лестницей, ведущей в храм. Мы сначала не могли понять, почему художник — монах Иосиф — столько внимания уделил росписи непарадного входа. А когда все реконструировали, то пришли в восхищение. Я считаю, что идея гениальная. Итак, по лестнице монахи поднимались в храм из своих келий. Сначала их взгляду открывалась фреска «Сон Иакова». Затем лестница в костеле поворачивает, и вот уже перед нами другая сцена — «Преображение Господне». И снова поворот: перед белым коридором, ведущим в храм, монахи видят финальную фреску о восхождении на Голгофу. То есть каждый день, идя на службу, иноки раз за разом осмысливали вместе с художником свою земную жизнь на пути к вечной. Эта техника называется альфреско — роспись по сырой штукатурке. Мы знали, путь этих фресок к их второй жизни будет долгим. Поэтому позаботились о длительном хранении. Каждый фрагмент пронумерован и помещен вот в такую рамку из пеноплекса, чтобы при укладке одна на одну фреска не царапалась. Теперь их предстоит расчистить, а затем снова собрать, как пазлы. Сегодня в Могилевском областном художественном музее мы можем увидеть лишь одну сцену из тех фресок, и то в усеченном виде. Их реальная высота — свыше 7 метров. Теперь, насколько мне известно, оставшиеся фрагменты после реставрации будут размещены в другом музее — в Белыничах. Но я считаю, что раз уж пришло время второй жизни этого шедевра, то нужно сохранить замысел художника, а он — в целостности восприятия всей истории. А разделять — это как если бы голову скульптуры экспонировать в одном музее, а ноги в другом. Думаю, такая жемчужина станет центром притяжения ценителей искусства, туристов.

Реставрированная фреска в Могилевском областном художественном музее.

Над концепцией нового музея в Белыничах сейчас работают историки и искусствоведы Могилевского областного краеведческого музея имени Е. Р. Романова, рассказывает его директор Виктор Анненков:

— Сегодня в Белыничах нет своего краеведческого музея. Есть лишь районный художественный музей имени Бялыницкого-Бирули. Наша идея — расширить здание и создать музейно-образовательный центр. Конечно, центральным экспонатом станут отреставрированные фрески. Они вернутся в Белыничи спустя 40 лет. Специально для новой экспозиции будет написан список иконы Белыничской Божией Матери. Оригинал, по одной из версий, пропал в 41-м вместе с крестом Евфросинии Полоцкой и другими реликвиями из комнаты-сейфа в здании обкома партии (сегодня там располагается областной художественный музей). Но сохранилось множество списков иконы, в том числе в наших фондах. Картины районного художественного музея займут свое место в экспозиции. А поскольку это еще будет и образовательный центр, то при музее будет работать школа юных художников, проводиться конференции, семинары. И так как в Белыничах нет краеведческой коллекции, то на помощь придут фонды могилевских музеев.

Один из залов обновленного музея можно было бы назвать «Богоматерь и ее следы», предлагает доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент Академии наук Игорь Марзалюк:

— Очень важно рассказать не только о материальном, но и духовном наследии. Для белорусов белыничская земля сакральная. Чудотворную икону Белыничской Божией Матери чтили во всем Великом Княжестве Литовском, ей поклонялись и православные, и католики. Сегодня она на гербе Белыничей и Могилевской области. Имеется несколько вариантов списков иконы. Считаю, что все прочтения должны быть представлены в экспозиции. А еще «следы богоматери» на этой земле — это камни и криницы, которые наши предки наделяли чудотворной силой. В нескольких деревнях Белыничского района сохранились «стоунхенджи» — некрополи XVI—XVIII веков с каменными крестами и валунами. Самый интересный — близ деревни Заозерье. На валунах там словно выбиты человеческие следы. И вот по одному из преданий, эти следы оставили Христос и Богоматерь. То есть так наши предки представляли богоизбранность своей земли, находящейся под покровами Богородицы. Что касается исторической части, то в белыничский музей будет передана коллекция артефактов, найденных археологами при раскопках в Головчине. Сейчас это агрогородок в Белыничском районе, а раньше было крупное поселение, город, развитие которого подорвано войнами, главным образом — Северной.

В новом краеведческом музее в Белыничах центральным экспонатом станут отреставрированные фрески. Они вернутся сюда спустя 40 лет.

По одной из легенд, с иконой Белыничской Божией Матери связано образование города и его название. Мол, ее принесли с собой киевские монахи, спасаясь от хана Батыя. И на одном из привалов от иконы ночью стало исходить свечение. На этом месте решили основать монастырь, а город получил название Белыничи, то есть белые ночи. Наверное, это легенда о том, что с духовного возрождения всегда начинается новая страница в истории. Сейчас пришло время собирать камни. Точнее — фрески.

Елена КУКШИНСКАЯ

Фото автора
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter