Время решения проблем

Анализ социально-политической ситуации в Беларуси за прошедший месяц свидетельствует об устойчивом развитии страны, действенном функционировании государственных органов

Анализ социально-политической ситуации в Беларуси за прошедший месяц свидетельствует об устойчивом развитии страны, действенном функционировании государственных органов. 

Усилия властных структур   были направлены на реализацию требований Президента по развитию народнохозяйственного комплекса, связанных с кардинальным повышением эффективности руководства и ответственности кадров, усилением борьбы с коррупцией, совершенствованием работы по обеспечению энергосбережения. Этому, несомненно, должна способствовать Директива № 3 «Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства», подписанная главой государства 14 июня. На особом контроле руководства страны находились вопросы оборонной сферы, оптимизации правоохранительной системы, топливно-энергетической и продовольственной безопасности. 

Все эти меры, предпринимаемые государством по обеспечению национальных интересов, по свидетельству различных социологических опросов, находят активную поддержку и понимание у подавляющей части населения республики. В ряде регионов страны, в том числе в Минске, активизировалось создание структур общественного объединения «Белая Русь». Участие Президента в Санкт-Петербургском неформальном саммите СНГ, заметно активизировавшийся переговорный процесс с российской стороной, продолжающаяся в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕвразЭС) работа по созданию равных конкурентных условий придали новый импульс конкретным масштабным проектам в области энергетики, транспорта и транзита грузов, сельского хозяйства и миграции рабочей силы. 

Вместе с тем в реальном секторе экономики еще продолжают оставаться нерешенными проблемы реализации готовой продукции, дефицита оборотных средств и другие. Стоявшая в мае — июне жара усугубила проблемы агропромышленного комплекса. Так, только в Гомельской области из-за отсутствия дождей выгорело более шести тысяч гектаров зерновых. В общей сложности урожайную силу потеряло около 55 тысяч гектаров различных сельскохозяйственных культур. 

Особенностью рассматриваемого периода явилась активизация внешнеполитических усилий государства по наращиванию экономического потенциала и развитию межгосударственных контактов не только со странами ближнего, но и дальнего зарубежья, в том числе с ЮАР, Катаром,  Ираном, Вьетнамом и Венесуэлой. 

18 июня созданный год назад Совет ООН по правам человека упразднил мандат так называемого спецдокладчика по Беларуси. Этим он как бы подтвердил, что таким политиканам, как «спецдокладчик» Северин, не место в международных структурах. Тем не менее желающих раздуть эти проблемы за прошедший месяц не стало меньше. Не случайно решение Совета ООН об исключении Беларуси из списка «проблемных стран» вызвало отрицательную реакцию официальных представителей ЕС и США. 

Теперь в отношениях Беларуси с Западом негативные эмоции сместились из политической в экономическую  плоскость. Так, 21 июня вступило в силу решение Евросоюза о временном исключении нашей республики из числа стран — бенефициаров Генеральной системы преференций (ГСП). Это грозит госбюджету только прямыми потерями на сумму около 400 млн. евро. 

Следует отметить, что исключение Беларуси из числа пользователей ГСП экономически невыгодно самим странам — членам ЕС, которые являются активными потребителями качественной и относительно дешевой белорусской  продукции. Очевидная экономическая необоснованность этого решения свидетельствует о его политической мотивации. Руководство ЕС в своих заявлениях неоднократно напоминает о временном факторе введенных санкций. И, судя по итогам визита в республику 20—23 июня делегации МОТ, уже в ноябре этого года может быть вновь рассмотрен «белорусский вопрос».  

В последнее время в белорусско-российских отношениях наметились признаки того, что взаимное  охлаждение, непонимание, недоверие, связанное с нефтегазовым и другими спорами, постепенно преодолевается. Активизировались межгосударственные и межведомственные контакты. Состоялись совместные коллегии министерств внутренних дел и пограничных комитетов двух стран, визиты в Беларусь делегаций ряда федеральных округов и субъектов России.  Особо следует отметить конструктивную позицию губернатора Красноярского края А.Хлопонина, который заявил, что Минск остается самым надежным и последовательным союзником Москвы. 

Наметились сдвиги и в нефтегазовой сфере. На встрече с руководителем «Транснефти» Вайнштоком Владимир Путин высказался о необходимости поиска компромиссных решений в отношениях России со странами — транзитерами энергоресурсов. В рамках достигнутого соглашения по «Белтрансгазу» ОАО «Газпром» 4 июня перевело в Беларусь 625 млн. долларов за 12,5 процента акций компании, а российские нефтяные компании возобновили давальческие поставки на белорусские нефтеперерабатывающие заводы. Тем не менее российской стороной по-прежнему затягивается решение вопроса о выделении Беларуси стабилизационного кредита в связи с повышением цен на энергоносители. 

Анализ деятельности оппозиции после проведенного в конце мая так называемого Конгресса демократических сил (КДС) свидетельствует о сохраняющихся противоречиях и усугубляющемся расколе в руководстве ОДС. Усилилась борьба между бывшим «единым» и остальными лидерами «объединенных демократических сил». Особенностью этого противостояния является то, что ни сопредседатели ОДС, ни Милинкевич не имеют решающего преимущества. Основной причиной разногласий в оппозиции является не столько, как заявляют ее лидеры, «борьба стратегий», сколько их желание контролировать зарубежные финансовые потоки, направляемые на «демократизацию Беларуси». Участие лидеров ОДС в презентации новой стратегии «диалога с властью» в Вильнюсе, Москве и Берлине, равно как и поездки бывшего «единого» в Прагу и Варшаву за поддержкой создаваемого им движения призваны были хоть немного сгладить негативные последствия Конгресса демократических сил и продемонстрировать не столько белорусской, сколько зарубежной общественности «дееспособность оппозиционных сил». 

Усилившийся политический диктат Евросоюза в отношении Беларуси, выразившийся прежде всего в принятии решения об отмене торговых преференций, активизировал оппонентов власти. Как не без злорадства отметил Ярошук, теперь у оппозиции появился «реальный» инструмент влияния на политическую ситуацию в стране в связи с «неизбежностью» ухудшения экономического положения граждан. 

Но, как говорится, тщетны были их надежды. Влияние оппозиции не только остается незначительным, но еще более снизилось. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter