Время решать?

Взгляд на август журналиста Дмитрия Крята

Ну и месяц выдался! Вот и не верь, что небесные светила не влияют на земную жизнь. Начался август с солнечного затмения. Продолжился звездопадом. И понеслось...


Китай провел Олимпиаду. Великолепно провел! Лондон, а с ним и весь мир озадачились: как дальше через годы нести олимпийский огонь, чтобы он не тускнел? Планка организации Игр поднята столь высоко, что вероятность идти дальше по нисходящей очень и очень велика...


Южная Осетия... Счет жертв на тысячи. Жутко. Конфликт стал точкой отсчета для самого широкого, очень вдумчивого осмысления модели мироустройства. Но адекватна ли цена?..


Избирательная кампания в Беларуси. Практически каждый третий кандидат в депутаты имеет партбилет. Формально — солидный показатель. Правда, на цифру можно посмотреть и под иным углом. Из 15 зарегистрированных Минюстом партий в избирательной кампании участвуют лишь 9. Выдвинули они все вместе 92 кандидата. Да и то — некоторые партии смогли выставить лишь считанные единицы своих представителей. Тоже повод для размышлений...


Мы собрали рекордный урожай! Потрудились на славу. Самая успешная в истории уборочная обнажила и немало новых проблем. Есть вопросы к производителям техники, сушильных комплексов, сохранению выращенного...


БАТЭ в групповом этапе Лиги чемпионов! Здесь просто слов нет. Увидеть в турнирных таблицах сочетание «Ювентус» — БАТЭ или БАТЭ — «Арсенал» — уже удовольствие. А ведь нас еще ждут матчи в Минске...


Да, непросто, глядя в этот пестрый калейдоскоп августовских событий, выделить нечто особенно значимое. Сказать о нем что–то сверхновое. Что ж, спускаюсь уровнем ниже по шкале новостной ценности. А в тени сенсаций, оказывается, остается немало важного.


Вот, например, тема. Ей всего несколько дней. Цитирую одно из информагентств: «Премьер–министр РФ Владимир Путин внес на ратификацию в Госдуму договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана». И еще: «Протокол о внесении изменений в Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) от 10 октября 2000 года внесен в Госдуму».


Поясню. Оба документа взаимосвязаны. О создании Таможенного союза трех стран президенты Беларуси, России и Казахстана договорились в октябре прошлого года. Решение было принято на саммите глав государств ЕврАзЭС. «Прорывное», — сошлись во мнениях многие эксперты, отметив, что столь значительных документов в Евразийском экономическом сообществе не заключалось давно. Пожалуй, чуть ли не с самого момента образования организации.


Казахстан и Беларусь ратифицировали договор в июне прошлого года. Теперь точку ставит Россия. Долгожданную. Ведь в свое время предполагалось, что Таможенный союз заработает еще в 2006 году. Нынче речь идет о 2010–м. Что ж... Дорогу осилит идущий. Что такое 4 года в глобальной истории? Мгновение. А вот новейшая все настойчивее доказывает, что и месяцы, и недели, и даже дни порой не менее ценны. Такое время. Очень динамичное.


Можно, конечно, задаться вопросом: что послужило катализатором для развития притормозившего было проекта? Однако сегодня более важной представляется иная дилемма. В изначальных замыслах Таможенный союз — не самоцель. Если говорить о Беларуси и России, то у нас он и так во многом действует. Таможенный тариф между странами согласован практически полностью. Казахстан, пройдя по тому же пути, несомненно, усилит общие позиции. Но все же перспектива видится в ином.


Станут ли росчерки пера на договоре о создании ТС стартовыми линиями для более глубокой интеграции? Участники проекта и сторонние наблюдатели размышляют: добавит ли этот союз себе веса в процессе эволюции? Вырастет ли в единое экономическое пространство? Ведь именно это изначально принималось за генеральный ориентир. По крайней мере, заявлялось об этом не единожды. Путь же к этой цели сложно представить вне череды разумных компромиссов сторон.


Единое экономическое пространство — понятие, безусловно, общее. А содержанием оно наполняется на рабочем уровне. Интеграцией конкретных рынков — энергетических, сырьевых, транспортных, продовольственных и прочих. А что это предполагает? Очевидно, что формирование равных условий для предприятий. Чтобы схожие производства стран–участниц имели одинаковый доступ к сырью и энергоносителям. Перевозили продукцию по одним тарифам. В противном случае неравные конкурентные условия могут выхолостить саму идею формирования и ТС, и единого экономического пространства. Субъекты хозяйствования будут просто толкаться, переходить друг другу дорогу вместо того, чтобы объединять усилия для работы на внешних рынках.


Да, устранение барьеров требует большой воли. Это видно уже потому, что сама тема обсуждается несколько лет кряду. Настало время конкретных решений?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter