Рынок авиаперевозок оживает после коронавируса: в Гродно возобновились чартерные рейсы

Время расправить крылья

Гродненский аэропорт может стать воздушными воротами не только для белорусов, но и для поляков, литовцев, а также жителей других европейских стран. В прошлом году активно велись разговоры о возможности прихода в Гродно венгерской бюджетной авиакомпании. Реализацию планов затормозила пандемия коронавируса. И вот буквально на днях министр транспорта и коммуникаций Алексей Авраменко в интервью одному из телеканалов сказал о возможном возобновлении переговоров и приглашении лоукост-компаний для загрузки областных аэропортов, а также об идее создания бюджетной и доступной авиакомпании в Гродно для развития конкуренции и увеличения перевозок пассажиров. Готов ли к предполагаемой нагрузке гродненский аэропорт, откуда только вчера возобновились чартерные рейсы на популярные мировые курорты? Корреспондент «Р» изучила вопрос на месте. 

Люди говорят, что из гродненского аэропорта лететь очень удобно. 

Полоса везения 

Четверг. 10:00. Погода летная. Посадка разрешена. Буквально через несколько минут на взлетно-посадочную полосу гродненского аэропорта приземлится «Боинг 737–300» вместимостью 148 пассажиров. Новость и для авиаторов, и для пассажиров радостная: с 16 июля возобновляются чартерные рейсы в Анталию и Хургаду. 

Заместитель начальника Гродненского филиала РУП по аэронавигационному обслуживанию воздушного движения «Белаэронавигация» Роман Ялошевский: 


— Гродненский аэропорт работает в штатном режиме. Мы не закрывались, не сокращали штат в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой. Безусловно, пассажиропоток и число взлетов и посадок сократились в разы. Очень рады возобновлению чартерных рейсов, к организации которых в свое время шли очень долго. Настоящим прорывом в этом плане стал аэросезон-2015. В последующие годы динамика увеличения количества чартерных рейсов наблюдалась колоссальная. Число чартеров в Турцию, Болгарию, Черногорию ежегодно увеличивалось практически в два раза. В прошлом году открыли новое направление — Тунис. Цены таковы, что людям нет смысла ехать ни в Киев, ни в Варшаву. Выгодно и пассажирам, и транспортникам, для которых это хорошая возможность заработать. Скажу, что в целом 2019 год выдался для нас успешным. Но это далеко не предел наших возможностей. 


Не стоит думать, что европейские аэропорты местного уровня в чем-то превосходят гродненский. Многие из них гораздо скромнее и по условиям для пассажиров, и по техническому обеспечению. В гродненской же воздушной гавани давно готовы принять намного больше путешественников, в том числе ВИП-пассажиров.

— С прошлого года в Хургаду и Шарм-эль-Шейх летаем круглогодично, — добавляет диспетчер участка сервиса государственного предприятия «Белаэронавигация» аэропорта Гродно Ирина Лойко. — При этом и в летний, и в зимний периоды наблюдается стопроцентная загрузка. Рейсы очень востребованы. На сегодняшнем рейсе в Анталию по требованиям турецкой стороны два ряда мест должны оставаться свободными. Как видите, вылетают семьями, с маленькими детьми. Насчитали 30 пассажиров до 12 лет. Люди говорят, что из гродненского аэропорта лететь очень удобно. Зимой своих клиентов к нам привозили даже минские турфирмы. Получается дешевле, чем из Вильнюса, Каунаса или Варшавы.

Понятно, что общая цена зависит от звездности отеля, однако автобусы и авто с номерами других областей Беларуси на нашей стоянке не редкость. Возможностями безвизовой зоны пользуются пассажиры, следующие в страну с деловыми целями и транзитом, а также спортивные команды. 

Не хуже других

Последние годы гродненский аэропорт на слуху. Все здесь оборудовано по последнему слову техники. Вот из окна диспетчерской мне показывают новейший локатор французского производства. Навигационное оборудование ведущих мировых производителей позволяет держать марку. Не случайно про аэропорт вблизи Гродно знают многие известные авиакомпании. Он не устает доказывать, что имеет все права называться международным, а значит, отправлять и принимать намного больше рейсов из разных стран мира. 

— На тот пассажиропоток, который имеем сегодня, ничего менять не надо. Если он будет расти такими же темпами, как в последние годы, то инфраструктуру придется усовершенствовать, — добавляет Роман Ялошевский. — Над этим уже работаем. На следующий год запланирована реконструкция перрона. Сейчас готовится проектно-сметная документация по удлинению и расширению полосы. Это позволит в будущем принимать дальнемагистральные самолеты. 

С командно-диспетчерского пункта на самом верхнем этаже здания и перрон, и самолет, и взлетно-посадочная полоса как на ладони. Внимание привлекает улыбчивый молодой человек в форме. Он внимательно смотрит на темный экран с желтыми светящимися точками. Диспетчер управления воздушным движением Василий Попов пришел сюда по распределению после окончания высшего авиационного колледжа в 2011 году. 

— Родом из Зельвы. Поначалу было непросто, пришлось пройти стажировку, получить все допуски. Моя задача — управление воздушным движением, обеспечение установленных интервалов. Нравится коллектив, да и Гродно уже стало родным. 

Персонал всех служб — инженерной, метеорологической, аварийно-спасательной и других — профессионалы своего дела. Основной костяк — кадры Советского Союза. Всего в гродненском аэропорту работает около 130 человек. 

Семья Гринкевичей из Гродно летит в Анталию.

Лоукостам быть?

Аэропорт расположен на пересечении потоков движения из Северной и Центральной Европы в Россию, Среднюю Азию и на Дальний Восток. Это позволяет авиакомпаниям сокращать маршруты за счет технической посадки и дозаправки. С каждым годом география и количество осуществляемых полетов растут. Именно поэтому Министерство транспорта и коммуникаций предлагает гродненскому аэропорту, в том числе и по причине соседства с польскими и литовскими воздушными гаванями, активизировать чартерные программы и привлечь авиакомпании-лоукосты. 

Руководство аэропорта работает в тесной связке с управлением спорта и туризма Гродненского облисполкома и другими заинтересованными службами. Заместитель начальника управления спорта и туризма Гродненского облисполкома Татьяна Лидяева уверена в правильности выбранного направления:

— Идея, связанная с развитием региональных аэропортов, очень своевременная. Приход к нам лоукост-авиакомпании в положительную сторону отразился бы на увеличении туристического потока и развитии инфраструктуры. Это рабочие места, доходы региона и его жителей. К тому же от нас летали бы жители соседнего Подляского воеводства (Польша). Авиакомпании, предлагающие недорогие билеты практически в любые страны мира, давно пользуются огромной популярностью у любителей путешествий. 

Крупные аэропорты, как известно, сотрудничают с бюджетными авиакомпаниями по минимуму. А для региональных аэропортов такая возможность хороший стимул к развитию.

КОМПЕТЕНТНО

Артем Сикорский, директор Департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций: 



— Привлечение лоукост-компаний будет способствовать увеличению количества пассажиров, которые выбирают авиационный транспорт. Если говорить про Гродно, то привлечение авиакомпаний в этот аэропорт, как и в любой другой областной, будет способствовать развитию туристической сферы, повышению деловой активности и мобильности граждан.

В 2019 году Департаментом по авиации проводилась работа по либерализации воздушных соглашений с рядом стран, в том числе подписан Меморандум с авиационными властями Венгрии по привлечению к полетам авиакомпании WizzAir. Это позволило Национальному аэропорту Минск и областным аэропортам проводить более активную работу с авиакомпаниями различных бизнес-моделей для привлечения к полетам в столицу и регионы. Думаю, что после пандемии COVID-19 мы увидим ее результаты.

После вывода из эксплуатации авиакомпанией «Белавиа» 50-местных воздушных судов возникает вакуум в данном сегменте. Региональные 50-местные машины имеют важное значение для организации и «раскатки» рейсов, в том числе для выполнения полетов из областных аэропортов. Изменение бизнес-модели и обновление флота авиакомпании «Гродно» даст новый толчок для развития самой авиакомпании и данного региона. 

kondratsieva@sb.by

Хороший запас хода 

В Гродно открыли продленные маршруты бесконтактных троллейбусов

В Гродно намерены активно использовать электробусы и троллейбусы с автономным ходом. Ко Дню освобождения города здесь торжественно окрыли продленные маршруты бесконтактных троллейбусов. В частности, маршрут № 23 связал спальные районы Грандичи и новый микрорайон Ольшанка.

Фото  БЕЛТА


Недавно принято решение о закупке новой партии техники с автономным ходом. Инновационный транспорт планируется приобрести в лизинг. Три года назад в Гродно впервые в стране появились такие машины. Часть пути они проходят как обычные троллейбусы, часть — как электробусы. 

— Пробег первых машин с того времени уже превысил 350 тысяч километров, — рассказал во время открытия одного из маршрутов председатель Гродненского горисполкома Мечислав Гой. — Они доказали свою эффективность. Поэтому мы продолжим развивать сеть электротранспорта. Пока в городе насчитывается 15 подобных машин. Большинство из них используется на маршрутах, связывающих промышленные и новые спальные районы.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter