В этот день обязательно придерживались поста. Считалось, тот, кто нарушит «забарону на скаромнае», в течение года может, сам того не желая, проглотить с едой какую‑то нечистоту — паука или червяка. К столу крещенского вечера готовилась постная, «галодная, вадзяная» кутья. Перед «вячэрай» после общей молитвы «гаспадар» крестился, потом рисовал крестики на окнах, дверях, печке, затем в центре хаты и на хозпостройках во дворе. Домашние в это время ожидали его возвращения. Войдя в дом, «гаспадар» ставил на стол миску с кутьей, трижды пробовал ее, потом предлагал родным. После этого подавались те же «стравы» в том же порядке, как и перед Колядами.
«Гаспадыня» из‑под «святочнага абруса» забирала сено и отдавала его коровам. Считалось, что оно за праздники набрало особую силу и в будущем увеличит удои, отгонит «хваробы» и «малочных ведзьмаў», которые стремятся отнять молоко.
Накануне Крещения всячески старались защититься от нечистой силы: переворачивали возки и сани, чтобы те стали недоступными для различных «нядобрых вадзянiкоў». Злых духов и прочую нечисть отпугивали выстрелами из ружья — грохота и шума всякая нечисть боялась всегда.
Считалось, что вода с вечера 18 января изменяет состав и структуру. Этим пращуры объясняли, что она не портится в течение долгого времени. Вода была необходима при самых важных жизненных ситуациях. И после внесения в дом верили в ее целительную силу.
19 января — Крещение Господне. День наполнен глубоким смыслом приобщения к чему‑то очень важному и главному в жизни человека. К тому, что может защитить его на жизненном пути и поддержать в трудную минуту.
С библейских времен на Крещение большие и малые озера, «рачулкi» и «крынiцы» зовутся Иорданью. Для окунания, купания и забора воды во льду с раннего утра вырубалась прорубь в виде креста. Лед на водоемах к этому времени обычно был уже крепкий, поэтому его рубили топорами и выпиливали. Громадный крест поднимали на веревках и ставили рядом с прорубью.
23 и 24 января друг за другом идут детным, его окрашивали свекольным соком. Основание креста обливали водой, и он примерзал к поверхности водоема. Вокруг втыкали молодые елочки. Считалось, что колючими иголками ель отпугивала всякую нечисть. «Святар» совершал молебен, освящая воду. Смельчаки окунались в прорубь. Остальные набирали воду про запас в емкости в больших количествах.
Наблюдали в этот день за погодой. Южный ветер обещал, что летом очень частыми могут быть сильные грозы. По‑особому относились и к снегу. Верили, если собрать его и растопить, то можно получить эликсир, исцеляющий от онемения ног, головокружения и судорог.20 января — день памяти Иоанна Крестителя. С самого утра, прежде чем сесть за стол, пили крещенскую воду. Не считалось грехом выпить рюмочку‑другую крепкого напитка. При этом говорили: «Святкуй раз за месяц — будзеш вясёлы, засвяткуеш кожны дзень — то станеш голы».
21 января — проводы Коляд. После обева «прысвяткi», дающих ориентир на весну. Это Григорий‑летоуказатель и Федосий‑весняк.
ПРИМЕТЫ
♦ Хороший мороз на Крещение обещал жару во время жатвы.
♦ Много снега — знак множества ягод, грибов и орехов в лесах.
♦ Оттепель давала надежду на густые всходы «збожжа».