Время продавать камни

Бюрократы из Европейского союза очень любезные люди. Но в отличие от нормальных европейцев, которые в эти дни делают друг другу подарки, любезные бюрократы преподнесли белорусскому народу злой сюрприз. Страну лишили торговых преференций...
Бюрократы из Европейского союза очень любезные люди. Но в отличие от нормальных европейцев, которые в эти дни делают друг другу подарки, любезные бюрократы преподнесли белорусскому народу злой сюрприз. Страну лишили торговых преференций. Как всегда в аналогичных случаях, в прессе поднялся гул, хотя «отмена преференций» очень похожа на вулкан, который извергается ватой. Некоторые знатные персоны белорусской политической оппозиции, приложившие много сил по продвижению этой неважной идеи, сейчас опускают очи долу и виновато говорят:

— Мы не хотели. Это — не наше решение...

Потому что понимают, что зашли слишком далеко.

Другие VIP–комментаторы по инерции еще рукоплещут:

— Как хорошо, что режиму нанесен такой удар!

Вся эта история если и требует комментария, то небольшого. «Удар», хоть в действительности и нанесен, никаких катастрофических последствий в себе не таит. Дело в том, что «лишение преференций» в переводе на простой язык означает: некоторые наши экспортные товары (текстиль, лесоматериалы, калийные удобрения) будут поставляться в Европу на общих основаниях, т.е. без льгот. Но при этом проглядывается и оборотная сторона медали. Те, кто хочет «наказать» Беларусь, в первую очередь накажут бизнесменов Польши, Латвии, Литвы и других стран, поскольку благодаря недорогим поставляемым ресурсам тамошние импортеры имели существенную экономию. Сейчас польским крестьянам и мебельщикам, латвийским портовикам придется затягивать пояса, а любезным бюрократам ЕС придумывать, где найти денег для покрытия их убытков. Так что вряд ли европейские налогоплательщики будут благодарны своим, туго размышляющим, боссам...

Но почему же предпринята столь непопулярная для европейцев акция? Ответ на этот вопрос прост. Он лежит в контексте геополитических процессов, проходящих сейчас в Европе. Высокопоставленные бюрократы заигрались. С одной стороны, они посылают в Минск достаточно прозрачные сигналы: дескать, «не поддавайтесь на газовый шантаж», и пытаются создать новую конфигурацию отношений между Минском и Москвой. С другой — став однажды на конфронтационные рельсы, они не имеют планов, как с них сойти. И даже острые протесты Варшавы и Риги, указывавшим «старшим партнерам» на явную нелогичность антипреференционных решений, не помогли бюрократам найти иной выход, кроме брутального.

Основанием для неуклюжего политического решения вновь стала надуманная проблема «нарушение прав человека».

Права человека — дело святое! Но никто не должен превращать собственные конъюнктурные представления о «стандартах» в инструмент грубого политического давления. Ведь по замыслу тех, кто дирижировал хором, лишившим нашу страну торговых преференций, «мера» должна больно ударить по власти. Но это — на бумаге. В действительности экономические санкции (а данное решение иным назвать нельзя) бьют прежде всего по рядовым гражданам. Кому это неизвестно? Еще в 70–е годы, когда тогдашние ястребы из Вашингтона требовали прекратить продажу зерна в СССР, нормальные политики пытались их урезонить несложным умозаключением и говорили:

— Вы хотите больно побить Леонида Ильича, но раньше пострадают мирные буренки из подмосковного колхоза...

Всякие сравнения, безусловно, хромают. Буренкам из белорусских сельхозкооперативов, а тем более людям брюссельская «инициатива» ничем особенным не грозит... Но делая хорошую мину при плохой игре, проявляя таким манером «гуманную» заботу о повышении благосостояния белорусов, некоторые западные европейцы показали, что в душе мечтают о «костлявой руке голода», чтобы вызвать в Беларуси «ярость масс». Стоит ли говорить, что все это а) негуманно; б) является наглядным пособием, объясняющим термин «двойные стандарты»?

Гуманисты, прекрасными предрождественскими вечерами размышляющие, как бы поджечь спокойный соседский дом, — архетип, вызывающий в просвещенном XXI веке удивление и досаду. Ничего больше!
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter