Время привыкать к своему

Торговая отрасль в последние годы претерпела ряд существенных изменений. Потому логично, что правила игры приходится пересматривать
Торговая отрасль в последние годы претерпела ряд существенных изменений. Потому логично, что правила игры приходится пересматривать. Буквально на днях официально вступил в силу новый Закон о государственном регулировании торговли и общественного питания. Со дня на день завершится создание всей сопутствующей этому документу нормативной базы, касающейся правил продажи, видов и типов торговых объектов, ассортиментных перечней и формирования торгового реестра.

Перемен немало. Взять, например, ассортиментные перечни, которые в скором времени появятся в каждом магазине. Министр торговли Валентин Чеканов пояснил: в списки войдет минимум важных товаров — как сделанных у нас в стране, так и критического импорта. Составляться списки будут на основании разработок профессоров и ученых БГЭУ. В свою очередь заведующие магазинами и руководители торговых сетей должны будут обеспечить наличие указанной в перечнях продукции. Остальные товары, в том числе импортные, не запрещены и могут продаваться в любом количестве, но с одним условием: белорусский товар должен быть в приоритете. А выбор все равно останется за покупателем.

— Мы подготовили документ, он сейчас рассматривается в правительстве, где сказано: не менее 72 % отечественного товара должно быть на прилавках. Торговых площадей вполне достаточно, чтобы показать этот товар. Мы руководствуемся срезом рынка: в Гуме—ЦУМе доля наших промышленных товаров доходит до 70 %, в торговых сетях составляет только 20—30 %. Все должно быть уравновешено, ведь той же государственной торговли осталось менее 10 %, — рассказал Валентин Чеканов.

По данным ведомства, в первом полугодии доля товаров, маркированных «Сделано в Беларуси», в розничном товарообороте составила 70,4 %. По сравнению с результатами работы за первый квартал планку подняли всего на один процент. Возможности для дальнейшего роста есть. Взять хотя бы программу импортозамещения. За последние пять лет благодаря отклику производителей на полках появилось 280 видов товаров — аналогов заграничным, порой не уступающих им по качеству и привлекательных по цене. В этом году Минторг предложил к освоению еще 306 позиций, 63 из которых промышленность решила все-таки производить. В итоге новый товар 59 наименований уже лежит на полках.

Начинают привыкать к «своему» и индивидуальные предприниматели, торгующие на рынках. Оно и логично: одежду и обувь наши предприятия продают им со всеми необходимыми сертификатами и документами. Их предложения и приглянувшиеся заграничные варианты аккумулируются в 34 оптовых организациях и в шести десятках мелкооптовых магазинов Минторга. С начала года эти предприятия продали ИП товаров на Br 600 млрд. По мнению Валентина Чеканова, вопреки заявлениям о закрытии рынков, люди перестроятся и начнут работать с качественным товаром, а любовь к белорусскому никто насильно прививать не будет.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter