Время преодоления. В первых рядах тех, кто принял решение попробовать свои силы на своей земле, были семьи, желающие “работать на себя и оставить что-то потомкам”.

А отправной точкой создания отечественного фермерства стал учредительный съезд белорусских крестьян и кооператоров, который прошел в середине ноября 1989 года в Минске. Спустя 20 лет по разным причинам остались верны своему выбору, увы, не так уж и много семей. На Гомельщине — из 15 только две. Одна из них — семья Николая и Валентины Крупенко из деревни Еланы Светлогорского района. Но на смену выбывшим пришли другие, и сегодня в области 261 крестьянское (фермерское) хозяйство. О том, какими же были эти годы для фермеров-первопроходцев, оправдались ли их надежды и с какими проблемами приходится сталкиваться сегодня, рассказали корреспонденту “НГ” Валентина Крупенко и председатель ассоциации фермеров Гомельской области Михаил Байда.

“О выборе не сожалеем”, - Валентина КРУПЕНКО

— Это я утверждаю со всей уверенностью, — говорит Валентина Васильевна. — У мужа в трудные периоды были сомнения, у меня же — нет. Сказать, что эти годы были легкими, никак нельзя. И дело не в том, что приходилось и приходится много трудиться, а в том, что в обществе еще не сформировалось уважительное отношение к фермерству. И потому возникает немало проблем, преодоление которых требует сил. 
Сделав свой выбор, супруги Крупенко, она в прошлом — продавец, он — механизатор, поставили на карту весь налаженный прежде образ жизни. Продали трехкомнатную квартиру в Светлогорске, вместе с четырьмя детьми переехали в неперспективное село Еланы в своем районе, где им дали землю для создания усадьбы. Первоначально это было 9 гектаров, впоследствии 100 и 150. На первый кредит в 10 тысяч советских рублей купили трактор, пять коров и начали хозяйствовать.
— Низкое плодородие выделенных земель, неудобицы, которые служили прежде пастбищем для выпаса общественного скота, были самым серьезным испытанием первых лет, — вспоминает Валентина Васильевна. — Они поглотили немало средств и сил, прежде чем земля стала давать отдачу.
Фермеры попробовали себя во многих видах деятельности — занимались молочным производством, выращивали свиней, возделывали зерновые. Специализацию меняли в зависимости от того, как шли дела, что было востребовано на рынке сельхозпродукции и приносило доход. В последние годы остановились на производстве зерновых, 60 процентов которых составляет гречиха. Держат и небольшую свиноферму по разведению молодняка на продажу. И это не предел их интересов. Манит и модное нынче направление по развитию агроэкотуризма.
— Мы уже и домики поблизости скупили, будем обустраивать их для приема туристов, создавать необходимую инфраструктуру, — поделилась планами Валентина Васильевна.
Кроме упомянутого кредита Крупенко еще дважды брали  займы на приобретение дизельного топлива. Брать сегодня кредиты не решаются — они выдаются под большие проценты, да и запутанное бумажное оформление со стороны банков смущает фермеров, которым привычнее трудиться, чем постигать финансовую казуистику.
В этом плане приветствуют введение упрощенной налоговой отчетности в последние два года.
Из-за того, что нет больших доходов и приемлемых кредитов, семья вынуждена довольствоваться старой техникой — зерноуборочной “Ниве” 40 лет, картофелеуборочному комбайну — 30, некоторым прицепным агрегатам — полвека. Но техника, поскольку находится в частных руках, хорошо досмотрена и продолжает работать.
— Недавно сделали попытку подыскать в хозяйствах района комбайн б/у, списанный по остаточной стоимости, но еще способный работать. Но предложенная техника была в таком виде, что ни о каком приобретении не могло быть и речи, — с горечью рассказывает Валентина Васильевна.
Семья обратилась и на местное предприятие нефтекомплекса, которое также имеет комбайн, но не использует его. Получили категорический отказ. Владельцы предпочли закрыть машину в ангаре, обречь на простой, нежели пойти навстречу фермерам.
В свое время Крупенко обращались и с просьбой выделить им неиспользуемые помещения, которые хотели переоборудовать под ферму и иные хозяйственные нужды. Просьбам их вняли. Правда, через несколько лет, когда от зданий ничего кроме фундамента не осталось и воспользоваться ими уже не было возможности.
И хотя таких горьких моментов в фермерском опыте Крупенко наберется немало, положительного все же больше, считают они. Научились координировать свой труд и свою жизнь. Из четырех сыновей трое успели вырасти и обзавестись своими семьями. В фермерском деле родителям помогают, хотя имеют и другую работу. Валентина Васильевна и Николай Григорьевич верят, что придет время и сыновья, у которых уже тоже подрастают дети, обязательно заменят их на собственной ферме.

“Они достойны того, чтобы написать о них книгу”, - Михаил БАЙДА

— За 20 лет на Гомельщине появилась целая плеяда фермеров, которые могут служить примером трудолюбия и целеустремленности. Крепкие хозяйства есть практически в каждом районе, в некоторых даже по несколько. Считаю это главным итогом двух десятилетий. Подсчитал, что гомельские фермеры производят в среднем в год 9—10 процентов растениеводческой продукции. В более подробном раскладе — 1,5 процента зерна, 9 процентов картофеля, 15 процентов овощей. Менее впечатляют результаты в животноводстве — на крестьянские хозяйства приходится только 1 процент всей продукции региона. Что вполне объяснимо: животноводческая отрасль является наиболее затратной. Чтобы получить большое молоко и мясо, нужны инвестиции, которые предоставляются государством общественному сельхоз-
производству и которых не получает крестьянский сектор. Тем не менее на Гомельщине есть крестьянское хозяйство Михаила Шруба из Житковичского района, в котором животноводство составляет достойную конкуренцию государственным сельхозпредприятиям. А в растениеводстве у Михаила планка валовых урожаев и урожайности так высока, что многим СПК и
КСУПам до нее работать и работать.  Михаил Григорьевич — известный в сельскохозяйственных кругах страны человек, один из самых успешных фермеров не только Гомельщины, но и республики. Его фермерское хозяйство, предоставляющее немало рабочих мест жителям близлежащих сел, неоднократно признавалось лидером по итогам работы за год. В то же время история становления хозяйства и развития непроста и типична для нашего общества, которое все еще с подозрением относится к предпринимательству и не всегда доброжелательно к чужому успеху.
В 2005 году был принят ныне действующий закон о крестьянских (фермерских) хозяйствах, в формировании которого я как руководитель областной ассоциации принимал непосредственное участие. Считаю, что в общем и целом закон получился неплохим. Другое дело, что не все его нормы работают, и прежде всего те, которые направлены на поддержку крестьянина. В частности, речь идет
о 3-й статье (непосредственно господдержка) и о статье 25-й, которая касается предоставления льготных кредитов. За примерами далеко ходить не надо. В третьем квартале нынешнего года на обустройство фермерских хозяйств Гомельщины должно было поступить  из республиканского бюджета 122 миллиона рублей, однако реально из этой суммы поступило только 7 миллионов.
Впервые в 2009 году Минсель-
хозпрод не выделил по лизингу фермерам региона ни одного трактора. За разъяснением по этой проблеме я обратился в Минсельхозпрод и Совет Министров страны. И вот только после вмешательства вице-премьера Ивана Николаевича Бамбизы появилась перспектива получить нужное для фермеров решение. Безусловно, хотелось, чтобы со стороны государства в отношении крестьянства работала налаженная система поддержки, а не разовые меры.
Знакомясь с опытом работы фермеров за рубежом, я особо выделил положение дел в Литве, где, для того чтобы получить льготный банковский кредит, достаточно достойно составить и защитить бизнес-план. А если фермер еще и молод (до 35 лет), то получает хорошие скидки при покупке земли и погашении кредита. Очевидно, не случайно эта маленькая страна имеет сегодня 90 тысяч фермерских хозяйств. И очень важный момент — ими управляет немало молодых, чего не скажешь об отечественном фермерстве. У нас этим нелегким делом занимаются в основном люди в возрасте, закаленные трудом и жизненными обстоятельствами.
И все же хочу завершить свой рассказ на оптимистичной ноте. Что меня особенно порадовало в последнее время, так это две сельхозярмарки в Гомеле, участие в которых приняло значительное количество фермерских хозяйств из разных районов. Их продукция — великолепные яблоки, груши, овощи — была вне конкуренции. Люди выстраивались в очереди, чтобы сделать покупки.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter