Время поддержать кадры

О повышении зарплат учителям

Реорганизация, оптимизация, аттестация и гонка за повышением качества. Так пунктирно можно описать события последних пяти лет в нашей сфере образования. И уже по традиции каждую пятилетку профсоюз работников образования и науки подводит итоги: что сделано, а где так и не удалось пробить стену непонимания. Главный вывод нынешней встречи: к сожалению, добиваться роста реальных зарплат становится все сложнее. А внутренние резервы, понятное дело, не безграничны.

Когда подводили итоги работы прошлой пятилетки, в профсоюзе с горечью подчеркивали: отрасль образования по уровню зарплат всего лишь на пятом месте среди бюджетных сфер. Что изменилось? Александр Бойко, председатель Белорусского профсоюза работников образования и науки, отмечает, что по результатам 2014 года еще больше сданы позиции. Теперь впору говорить о предпоследнем месте среди всех социальных отраслей. Сегодня средняя зарплата в образовании колеблется в зависимости от региона. Максимум — в Минске, где учитель получает в среднем около 5,6 миллиона рублей. Естественно, это «средняя по палате», в реальности же цифры порой куда скромнее. И стоит ли говорить, что в регионах в расчетном листке сумма стоит заметно меньше...

Проблема с зарплатой, говорят педагоги, особенно обострилась, когда размер минималки пересмотрели, а тарифную ставку первого разряда не повысили. Давно бы пора повысить и коэффициенты при расчетах. Пока же в отрасли образования, кажется, изворачиваются как могут. Например, отмечает Лариса Волкова, председатель Минской городской организации Белорусского профсоюза работников образования и науки, недавнее постановление Совмина № 110, которое обещало усовершенствовать оплату труда, оказалось заведомо неработающим, ведь в реальности им воспользовались лишь два вуза. С другой стороны, 17 учреждений образования сегодня втянуты в эксперимент по отраслевому финансированию, что пусть точечно, но позволило увеличить суммы в расчетниках почти на треть. Или вот так называемый пилотный «проект по апробации нормативного финансирования», который с этого года стартовал во всех средних школах Барановичей и еще нескольких учебных заведениях Минска, Гомеля, Гродно, Могилева, Витебска, Солигорска, Бобруйска, Осиповичей и Фаниполя. Суть очередной новации в том, что появился базовый норматив на одного ученика (около 12 миллионов рублей) и корректирующие коэффициенты, на их основе в итоге и определяют, сколько денег кто получит. Проще говоря, чем больше в школе учеников, тем больше средств ей перечислят. Впрочем, вопрос остается: не пострадает ли качество из–за количества? Если критерий наполняемости классов важнее, чем уровень самой подготовки? Кстати, опыт соседних государств, где уже испытывали такой подход, получился неоднозначным: где–то пришлось отказаться от услуг работников, которые были заняты не на полную ставку, где–то закрыли «лишние» школы, где–то заметно выросла и так немаленькая нагрузка на учителя, а где–то, как в Москве, зарплата работников школы приятно увеличилась вдвое.

Кстати, еще один интересный опыт российских школ: молодому учителю, который приступил к работе после университета, в течение трех лет предоставляют бонус — доплаты по 50 тысяч российских рублей в год. Неплохо. А что у нас? Если еще недавно это и было новостью, то сегодня вряд ли кого–то удивишь: учителя, бывает, отговаривают своих учеников поступать в педагогический. Почему? Да сами ребята постоянно видят изнанку профессии — как педагог... пишет меню, устраивает нерадивых родителей на работу, отвечает на запросы всевозможных инстанций, берет на себя роль социального воспитателя и, кажется, только в последнюю очередь учит детей. Напомню, большинство дополнительных функций учитель выполняет за спасибо.

Сейчас на уровне Министерства образования задача стоит амбициозная: довести среднюю зарплату учителя до уровня средней в регионе, а цифры в расчетнике у профессорско–преподавательского состава должны в полтора раза превысить среднюю зарплату по стране. Получится ли? В то время как профсоюз, кажется, настроен по–боевому, педагоги смотрят на ситуацию скептически. Все–таки большинство попыток улучшить благосостояние учителей потерпело фиаско. Впрочем, говорят, на этот раз решили в корне поменять саму систему, и в Минтруда и соцзащиты уже разработаны новые механизмы оплаты труда работников образования. Нюансы и детали пока неизвестны. Как и срок начала реформ. Применить теорию на практике планируют только в конце этого, а то и вовсе в следующем году.

pasiyak@sb.by

Советская Белоруссия № 65 (24695). Вторник, 7 апреля 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...
Новости и статьи