Гендиректор Большого театра Беларуси Екатерина Дулова — о планке и «звездах»

Время первых

Генеральный директор белорусского Большого театра Екатерина Дулова только что вернулась из Санкт-Петербурга, где встречалась с руководителями главных театральных площадок города: Мариинского и Михайловского театров, Театра балета Бориса Эйфмана, а также Академии танца Бориса Эйфмана и Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой. Итоги командировки внушительные: договоренности об обменных гастролях и творческих стажировках, соглашения об участии солистов двух стран в фестивалях Союзного государства, переговоры о постановке в Минске детской оперы «История о Кае и Герде» Сергея Баневича... 

У руля театра Екатерина Дулова всего четыре месяца.
МИХАИЛ НЕСТЕРОВ

У руля театра она всего четыре месяца, но планы у Екатерины Николаевны поистине наполеоновские. Вместе с ней в Большой театр пришли большие перемены. Первым делом новый гендиректор решила кадровый вопрос: подписала приказы о назначении Анны Моторной (к слову, уроженки Урала) главным режиссером, а премьера Мариинского театра Игоря Колба — главным балетмейстером белорусского Большого. 

— Екатерина Николаевна, что сложнее: руководить консерваторией или Большим театром?

— Можно было бы сказать просто: это совершенно разные вещи. Или отговориться тем, что в театре больше творчества, а в консерватории ты скорее выступаешь организатором образовательного процесса. Но я отвечу так на ваш вопрос: Белорусскую государственную академию музыки, которую я возглавляла более десяти лет, можно сравнить с институтом благородных девиц, где складываются определенные нормы и есть возможность упорядочить представления человека о его будущем. То есть консерватория — это пока еще перспектива творческой реализации. А театр — это уже самая настоящая реальность, это та область культуры, которая наполняет нашу жизнь. Без театра, музыки мы абсолютные функционеры. 

— Как сейчас выстроены производственные отношения в Большом? Вы, как директор, сосредоточены исключительно на финансово-хозяйственной деятельности или влияете и на творческий процесс?

— Есть художественный совет. Я являюсь членом художественного совета, но я сразу сказала его председателю Валентину Николаевичу (Елизарьеву, художественному руководителю театра, народному артисту ­СССР. — Прим. авт.), что готова исполнять волю совета, если творческие люди убедят меня в том, что по тем или иным позициям этот спектакль театру необходим.

Противостоять или сопротивляться неким тенденциям в творческом плане не буду. И в то же время мы все понимаем: необходимо думать о зрителях, финансах, гастрольном режиме будущей премьеры, поддерживать профессиональный уровень. Со всех точек зрения при формировании репертуара требуется вдумчивый подход. Но мнение художественного руководства является приоритетным. 

У Валентина Елизарьева и Екатерины Дуловой большие планы на новый театральный сезон.
фото предоставлено большим театром

— Расскажите об итогах командировки в Санкт-Петербург. О чем договорились, какие планы? 

— С художественным руководителем — директором Мариинского театра, знаменитым дирижером Валерием Гергиевым мы обсудили вопросы взаимодействия двух театров. Так, по инициативе Мариинского театра летом в Петербурге на фестивале «Звезды белых ночей» запланировано подписание двустороннего меморандума между белорусским Большим и Мариинским театрами. Также шла речь об участии ведущих солистов Мариинского театра в Минском международном Рождественском оперном форуме. В их числе — звезды мировой оперы Екатерина Семенчук и Ильдар Абдразаков. В Михайловском театре, в свою очередь, мы встретились с его генеральным директором Ириной Делигач. Договорились об участии в нашем фестивале «Балетное лето в Большом» ведущих артистов балета Михайловского театра. 

— Знаю, что откроет «Балетное лето в Большом» один из спектаклей Театра балета Бориса Эйфмана.

— Да, «Эффект Пигмалиона». Также звезды театра Эйфмана примут участие в заключительном гала-концерте «Балетного лета». Кроме того, мы обсудили возможность масштабных гастролей в Минске в 2023 году. Плюс достигнуты договоренности о сотрудничестве с Академией танца Бориса Эйфмана с ее директором Лали Афанасьевой. Обсуждались и вопросы переподготовки кадров по специальностям «художник по свету» и «гример» и набора артистов балета из выпускных классов академии в наш театр.

Балет «Спящая красавица» на музыку Петра Ильича Чайковского — свежая премьера Большого театра Беларуси.
BOLSHOIBELARUS.BY

— С ректором Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой Николаем Цискаридзе говорили на эту же тему?

— В том числе. Кроме вопроса возможного распределения выпускников академии в труппу Большого театра Беларуси шла речь и о приглашении белорусских специалистов на стажировки и мастер-классы. 

— Граждане других государств, иностранцы в труппе — это плюс для театра?

— Всегда. Работа с приглашенными солистами, которые потом могут стать частью труппы, — традиция всех театров мира. Во-первых, это сразу оживляет жизнь в театре. Во-вторых, подтягивает своих, заставляет мобилизоваться. В-третьих, это еще и своего рода установление контактов. Другое дело, что нельзя усердствовать и отодвигать на второй план наших исполнителей. Я буду прилагать все усилия, чтобы в театре, носящем статус национального, на первых позициях были белорусские исполнители. Это же касается и постановщиков. Нужно соблюдать баланс. Не спорю, в ряде случаев хочется, чтобы итальянскую оперу поставил итальянец — с его взглядом, знаниями культуры и традиций своего народа. И если этот спектакль затем сможет выстрелить, стать событием, то зачем нам от этого отказываться? 

— В российских театрах сложилась практика приглашать режиссеров из драматических театров ставить оперные спектакли. У нас такая форма сотрудничества может прижиться?

— И режиссеры драматических театров ставили на оперной сцене, и кинорежиссеры... Но мое мнение: каждый должен заниматься своим делом. Единственное удачное исключение, которое я знаю, — Борис Покровский. Все остальное — на уровне экспериментов. Не зря Николай Римский-Корсаков говорил, что опера — это произведение прежде всего музыкальное. Чтобы поставить оперу, нужно слышать музыку, знать и понимать ее. Я не говорю сейчас о том, что великие драматические режиссеры не в состоянии сделать хороший спектакль. Просто это редкость. Музыка — вот определяющий фактор в опере. Не сценическое решение, а то, как музыка потом будет жить в этом сценическом решении. Именно поэтому здесь не у всех получается. Потому что драма в ряде случаев превалирует над тем, что заложено в музыке. 

— Вы много лет возглавляете Совет специального фонда Президента Беларуси по поддержке талантливой молодежи, помогли не одному десятку молодых талантов. А принять молодежь в труппу Большого готовы? 

— Начну с того, что наша земля, к счастью, еще рождает прекрасные голоса. Но как ректор с многолетним стажем скажу, что не бывает так, чтобы весь курс полным составом пришел работать в Большой театр. Это определенный уровень, определенная планка. Но уже было первое прослушивание в труппу, и мы нашли одно меццо-сопрано, два великолепных сопрано и два баса — голоса, которые сегодня очень редко встречаются. И в новом сезоне этим ребятам уже предложено вой­ти в состав оперной труппы. Те же процессы происходят и в балете. Сейчас наш новый балетмейстер Игорь Колб дает профессиональную оценку артистам. Посмотрим, возможно, он откроет нам новую балетную звезду. Ведь жизнь театра — в смене поколений в том числе.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter