Один мир — два имени
В 1896 году в Париже вышла книга Мариуса Декреспа «Наркевич-Иодко. Жизнь и открытия», посвященная удивительным экспериментам белорусского ученого, врача, изобретателя Якуба Наркевича-Иодко. В конце XIX века его имя знала вся Европа — член-сотрудник Императорского института экспериментальной медицины в Петербурге, Физико-математического общества Галилея во Флоренции, Французского электротерапевтического общества при Парижской академии наук… В Италии и других странах Европы в это время невероятной популярностью пользовался метод электротерапии по системе Наркевича-Иодко. А начинал белорусский ученый с неожиданного открытия — электрографического снимка руки человека. После многочисленных опытов ему удалось установить связь между линиями на электрографических снимках руки и заболеваниями человека. Наркевичу-Иодко достаточно было взглянуть на отпечаток, чтобы поставить больному диагноз! Как ему это удавалось, узнаем уже в ближайший четверг.Другого выдающегося белорусского ученого — Александра Чижевского — одни называли Леонардо да Винчи XX века, другие считали мракобесом и солнцепоклонником. В 21 год он стал доктором исторических наук, через три года — профессором. За достижения в области науки его выдвинули на Нобелевскую премию, но он был вынужден отказаться от награды.
Имя Александра Чижевского принадлежит сразу двум странам — Беларуси и России. Он родился в Гродненской губернии, но большую часть жизни провел в Калуге. Чижевский известен своими исследованиями влияния солнечной активности на биологические и исторические процессы. Всемирное признание получили его работы в области ионизации воздуха и воздействия аэроионов на живые организмы. Его изобретение — «лампа Чижевского» — помогало людям, страдающим астмой. Как и многие ученые в 1930-е, Чижевский не избежал лагерей… Но даже там он не прекращал проводить опыты.
Занавес поднимается
Новая документальная работа Галины Адамович расскажет об одной из ведущих сцен Минска — Театре-студии киноактера. В фильме зритель увидит и услышит воспоминания Александра Ефремова, Валерия Анисенко, Владимира Гостюхина, Бориса Луценко…— Они определили лицо белорусского театра в XX и XXI столетиях, — отмечает Галина Валентиновна. — Уверена, зрителю будут любопытны и архивные кадры, запечатлевшие моменты открытия театра и премьеры спектакля «Вся его жизнь». Кстати, режиссер Валерий Анисенко сохранил декорацию, которую создал художник Евгений Лысик. Меня, признаться, очень тронуло это его удивительно бережное отношение к театральной истории.
Театр начал работу в 1980 году, когда из актерского штата киностудии «Беларусьфильм» была сформирована труппа, чуть позже пополнившаяся выпускниками минского театрально-художественного института, выпускниками ВГИКа (белорусский набор), а также актерами других театров. На протяжении последних 30 лет театром руководит Александр Ефремов. Народный артист Беларуси вспоминает:
— В 1990-е было тяжелейшее время. Развал Союза, повсюду растерянность и разруха… Для людей жизнь резко поменялась, было много опустошенных, потерявших себя. И в моей профессии такие были. Да что там — я и сам был таким… Но меня спас театр. Нужно было много работать, возвращать зрителя, хотя перспективы казались не самыми радужными. Но мне как-то удалось обосноваться, выпустить первый спектакль «Миленький ты мой» с Владимиром Гостюхиным. Затем случился второй спектакль, третий… Сейчас вне театра я себя уже не представляю.
leonovich@sb.by
Галина Адамович зафиксировала в том числе и репетиции одной из недавних премьер Театра-студии киноактера — спектакля «Дядя Ваня».