Источник: Знамя юности
Знамя юности

Что посмотреть и кого послушать на Минском международном Рождественском оперном форуме

Время оперы

Безупречный музыкальный уровень и громкие имена давно сделали Минский международный Рождественский оперный форум событием волнительным и долгожданным. В эти дни один из главных фестивалей зимнего Минска в 11-й раз оказался в надежных руках заметных певцов и авторитетных дирижеров.

А значит, до среды в Большом театре будет возможность посмотреть роскошные спектакли и послушать отборные голоса со всего мира.

Для этого к нам на форум приехала международная вокальная команда.

«Самсон и Далила» – вторая совместная работа Ивана Гынгазова и Оксаны Волковой

Личность и эпичность

Начали форум, как это водится, премьерой. Двойной праздник музыки – подарок гостям от примы Оксаны Волковой и ее команды. Спектакль «Самсон и Далила», дважды показанный в первые дни форума и впервые поставленный на сцене Большого, стал ее второй работой в качестве режиссера-постановщика. И наконец, признается артистка, исполненной мечтой:

– Я сама пела эту партию в Пекине семь лет назад. И давно мечтала, чтобы эта опера появилась в нашем театре. Но даже на мировой сцене это произведение идет очень редко, потому что наблюдается большая трудность с тенорами, которые смогли бы исполнить роль Самсона. Все помнят лишь гениального Пласидо Доминго в этой роли. Но сегодня равных ему по величине Самсонов трудно найти.

За дизайнерское оформление спектакля отвечала художник из Санкт-Пе­тербурга Этель Иошпа, за свет и видео – ее соотечественник Стас Свистунович. Они же работали над первой постановкой Волковой – мистической драмой «Виллисы. Фатум» Джакомо Пуччини.

В опере задействованы все службы театра. Особое внимание – артистам балета и хора

Декорации и костюмы стоя­т в «Самсоне и Далиле» во главе угла режиссерского реше­ния, поэтому сценография получилась даже для Большого театра чрезвычайно непростой, рассказывает Этель:

– Пока это самый сложный спектакль из тех, которые я делала в опере. «Самсон и Далила» – опера о силе и страсти, эпичное и очень сложное полотно. И моей зада­чей было не потерять в этой эпичности человеческую историю.

К счастью, неизбежную в любой опере амурную интригу режиссер Оксана Волкова не превратила в карикатурные музыкальные страсти. В первый день за роль Самсона решительно взялся наш Дмитрий Ша­бетя, во второй – приглашенный из «Геликон-оперы» тенор Иван Гынгазов. За Далилу на открытии фору­ма спела Анастасия Мале­вич, ну а вчера на сцену в этой роли вышла сама Оксана Волкова. За дирижерским пультом оба вечера провел дирижер-пос­тановщик спектакля Олег Лесун, а значит, шанс показать себя во всей красе выпал и артистам хора Большого театра. Его роль в этой опере трудно преувеличить, уверена главный хормейстер театра на­родная артистка Беларуси Нина Ломанович:

– Шучу, что у нас наконец появился третий француз. Потому что до Камиля Сен-Санса в нашем репертуаре были только произведения Жоржа Бизе и Шарля Гуно. Хотя французский язык, как ни странно, самый сложный для запоминания.

К слову, шанс увидеть (а главное, услышать!) Ивана Гынгазова у гостей форума еще появится – артист с белорусскими корнями выйдет на сцену на гала-концерте.

Кого еще советуем не пропустить?


Екатерина Семенчук, Мариинский театр

Единственный сольный концерт обладательницы роскошного меццо-сопрано пройдет уже завтра. Белоруска, прима Мариинского театра и одна из самых востребованных певиц мира представит на сцене Большого свои любимые драматические образы: Далилы из «Самсона и Далилы», Принцессы де Буйон из «Адрианы Лекуврер», Сантуццы из «Сельской чести», Эболи из «Дона Карлоса».

Артистка признается, что в детстве хотела стать врачом или космонавтом. Но выбрала путь оперной певицы. Хотя выступления у нее действительно космические – от миланского театра Ла Скала и парижского Гранд Опера до Большого театр­а России.

– Многие думают, что мы ходим и просто поем как бог на душу положит. Но этому предшествует работа, длящаяся десятилетиями и продолжаю­щаяся до конца жизни, – не скрывает Екатерина Семенчук.


Владислав Сулимский, Мариинский театр

Баритон Мариинского театра – всегда желанный в Минске гость. Последний раз был у нас в октябре – пел в сольном концерте Оксаны Волковой. Отпускать артиста публика оказалась не готова – и Владислав пообещал скоро вернуться в Минск. Обещание, как видим, сдержал. Сулимский, кстати, белорус. Родился и вырос в Молодечно. После окончания Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова стал участником Академии молодых оперных певцов Мариинского театра, а в 2004-м вошел в состав оперной труппы. Субботним вечером Владислав исполнит роль Валентина в опере «Фауст» Шарля Гуно в постановке Анны Моторной. Дирижировать спектаклем будет маэстро из Ростовского музыкального театра Андрей Иванов.


Венера Гимадиева, приглашенная солистка Большого театра России

Оперная дива из Татарстана пела в Минске уже несколько раз, но любители оперы по-прежнему жаждут снова и снова видеть ее на Рождественском форуме. Наконец все сложилось. На этот раз плотный гастрольный график и прочие рабочие моменты не помешают артистке вернуться в Беларусь. Но, в отличие от своих коллег из Мариинки, Гимадиева выступит сразу в гала-концерте закрытия форума.


Годердзи Джанелидзе, приглашенный солист Мариинского и Большого театра  России

Пять лет назад Джанелидзе впервые приехал на оперный форум – спел партию Банко в спектакле «Макбет» Джузеппе Верди. Навестил декабрьский Минск певец и в 2018-м – пел в гала-концерте форума. Новая возможность услышать зычный бас выпускника Тбилисской государственной консерватории появится у публики 22 декабря – и снова в финальном концерте.

КСТАТИ

За дирижерским пультом зав­трашним вечером – маэс­тро из Азербайджана Эйюб Кулиев. А приглашенным гостем концерта станет бас-баритон Магеррам Гусейнов, коллега Екатерины из Мариинского театра. К слову, маэстро Кулиеву белорусский Большой уже хорошо знаком – он дирижировал операми «Травиата», «Аида», «Кармен» и «Иоланта», а в 2016-м даже выступил дирижером-постановщиком балета «Любовь и смерть».

leonovich@sb.by,

фото Александра ГОРБАША и Большого театра Беларуси
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter