Время объединяться

Сегодня в Минске пройдет саммит глав государств — участников Евразийского экономического сообщества и Организации Договора о коллективной безопасности.

Нынешняя ситуация на территории бывшего СССР имеет много аналогий с Западной Европой начала второй половины прошлого века. Противостояние систем. Раздробленность одних стран и мощный союз других. Но прошло сорок лет, и первые, точно сильнейшим магнитом, соединились в ЕС. А вторые (идеологический магнит перестал действовать) рассыпались, как пластины. Полюса интеграции поменялись местами. Евросоюз, начинавшийся с отраслевого объединения угля и стали, дошел до Общего рынка, перешагнул валютное многообразие и в третье тысячелетие вступил с евро и едиными экономическими правилами.
Государства же “1/6 части суши” оказались предоставленными с 90-х годов сами себе. Первое время ни о каких реальных объединениях никто даже речи не вел. Это как хозяева, жившие “на общей кухне”, вдруг почувствовали себя независимыми и самодостаточными. Началось бурное обустройство собственного жилья. Однако уже скоро стало понятно, что плыть против глобального течения не очень логично и крайне обременительно. Но идти вместе, как выяснилось, также стало проблематично. За каких-то пять лет республики, входившие в “семью братских народов”, оказались на совершенно разных уровнях развития. А ведь еще совсем недавно всех объединял Советский Союз. Предприятия были скооперированы столь четко, что ЕС даже и сейчас к этому уровню не приблизился. Была единая валюта, был таможенный союз, общие вооруженные силы, признание дипломов всеми республиками. Существовала свобода перемещения рабочей силы, капитала, услуг. Правда, пока этот багаж был, о его ценности мало кто задумывался.
Но что значит разрыв интеграционных нитей? Это закрытие предприятий, безработица, резкое падение уровня жизни.
Отсутствие же надежных сил коллективной безопасности привело к разрастанию “горячих точек”, наркотрафику, всплеску терроризма. В одиночку с вызовами современности даже самое крепкое государство справиться не в силах.
Рубеж прошлого и нынешнего веков обозначил уже совершенно новые контуры взаимоотношений в рамках СНГ.
Началось строительство Союзного государства Беларуси и России. А в 2000 году Беларусь, Россия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан учредили Евразийское экономическое сообщество. Через два года Беларусь, Россия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Армения подписали устав Организации договора о коллективной безопасности. Так начались реальные объединительные процессы.
ЕврАзЭС — структура в основе своей экономическая, ставящая целью создание общего рынка. Но это путь долгий. Разрушать всегда быстро, трудно восстанавливать. Говоря о ближайший планах, Президент Беларуси, Председатель Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества Александр Лукашенко заявил, что необходимо более ускоренными темпами “продвинуться в вопросах формирования Таможенного союза”. Это даст толчок экономическому развитию. “Мы уже торгуем друг с другом в основном без пошлин, ограничений и изъятий. Дополняющие друг друга хозяйственные системы определяют взаимный интерес к дальнейшей интеграции. В итоге во всех государствах Сообщества наблюдается положительная динамика, улучшились макроэкономические показатели”, — отметил Александр Лукашенко.
Однако ныне существующая зона свободной торговли не может решить всех проблем, так как не формирует общего экономического пространства. Каждая из стран сама устанавливает пошлины при ввозе импорта, нет общих таможенных и налоговых законов, существуют барьеры на внутренних границах.
На минском саммите именно обсуждение вопросов стратегического развития ЕврАзЭС и будет в центре внимания глав государств. Речь не только о том, что более половины мероприятий по Таможенному союзу еще не выполнено (он должен заработать уже в текущем году), но и о принципах вступления стран-”евразистов” во Всемирную торговую организацию. На каких условиях и кто туда идет? Не скажется ли это на партнерах? Что должно быть первично: Таможенный союз или “получение членства в ВТО”? Это наиболее острые грани евразийского сотрудничества, которые требуют поистине филигранной обработки.
ЕврАзЭС к нынешнему саммиту подошло, имея хорошие наработки. Уже унифицировано до 62 процентов таможенных тарифов (к 2007 планируется эту цифру довести до 80 процентов). Разработана система безвизового въезда-выезда граждан и беспрепятственного поступления в вузы. Признаются на госуровне дипломы стран Сообщества, действует упрощенный порядок приобретения гражданства, сокращены таможенные процедуры на внутренних границах, продолжается сближение национальных законодательств, подписаны соглашения о совместной подготовке топливно-энергетического баланса, о проведении согласованной политики по формированию и развитию транспортных коридоров ЕврАзЭС. В ближайшее время должна завершиться работа над проектом соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций. В перспективе — реализация межгосударственных целевых программ, с которыми, в частности, выступила Беларусь.
Еще одно значимое событие — завершена процедура принятия в ЕврАзЭС Узбекистана. Теперь общий рынок Сообщества включает более 200 миллионов человек. Это тот порог, после которого, согласно теории глобализма, возможна самодостаточная деятельность того или иного союза.
 
Сегодня на постсоветском пространстве идет реализация сразу нескольких интеграционных проектов. И это вполне естественная ситуация. В конкуренции побеждает сильнейший. В начале нынешнего года Организация “Центрально-Азиатское сотрудничество” (Казахстан, Россия, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан) объявила о слиянии с Евразийским экономическим сообществом. По словам Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, эти структуры двигались одним курсом, и вполне логичным было объединение их усилий. В то же время параллельно с ЕврАзЭС идет формирование Единого экономического пространства Беларусью, Украиной, Россией и Казахстаном...
Кстати, подобное многообразие альянсов существовало и в Западной Европе в период ее поиска наиболее подходящей модели объединения.
ЕврАзЭС за основу интеграции взяло наработанный мировой опыт: от экономики к политике. Сегодня на планете существуют десятки свободных торговых зон и таможенных союзов. Но успешных среди них не так и много. Вместе с тем создание союзов — это теперь единственный для развития государств путь, на котором они могут сохранить себя как суверенные и независимые. Однако, как и всюду, за все хорошее надо платить. При создании Таможенного союза каждой стране нужно поделиться своими полномочиями и передать право устанавливать тарифы во внешней торговле наднациональному органу. Входящие в Евразийское экономическое сообщество государства против этого не возражают, но здесь нужно понимать, что это весьма болезненный момент. Тем более что импортная уязвимость у каждого региона разная, и единые правила здесь согласовать — задача, требующая соблюдения не только национальных интересов, но и общих.
 
В Минске планируется рассмотреть также перспективы международной деятельности ЕврАзЭС.
На саммите же Организации договора о коллективной безопасности, как сообщил ее генеральный секретарь Николай Бордюжа, главам государств будет представлена Декларация о повышении эффективности ОДКБ и предложен к обсуждению ряд вопросов, касающихся безопасности в регионе.
 
Сто лет назад классик сказал: чтобы сойтись, нужно сперва разойтись. Похоже, это справедливо и для нашего времени.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter