Депутат Андрей Савиных: Беларусь действительно является донором стабильности в регионе

Время новых возможностей

Мир сегодня взаимосвязан как никогда. И от действий даже небольших государств зависит многое на нашей планете. Поэтому при решении глобальных проблем важно учитывать голос каждой страны. Как этого добиться? На каких принципах должна строиться интеграция? И почему важно сохранять суверенитет? Об этом и многом другом размышляет председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам Андрей Савиных.

Суверенитет в глобальном мире 

Сегодня нужно четко понимать, что глобальный мир взаимозависим: сформулированы общие задачи, которые в равной степени важны для всего человечества. Это цели развития, принципы мирного сосуществования наций, борьба с терроризмом, трансграничной преступностью, болезнями и пандемиями… К примеру, для сохранения окружающей среды мы в рамках Парижской конвенции берем на себя определенные обязательства, которые могут быть достаточно затратными. Они связаны с техническим перевооружением предприятий, внедрением новых технологий. Но эти мероприятия реализуются в интересах будущих поколений. Такой подход — важная черта независимого и суверенного государства. Означает ли это, что мы отдали часть своего суверенитета? Ответ непростой. Ведь суверенитет нельзя трактовать как отсутствие обязательств. Суверенитет — это, по сути, способность государства принимать решения в интересах собственных граждан и развития страны как в среднесрочной, так и долгосрочной перспективе. 

Помимо глобальной повестки дня, есть региональные отношения. Они строятся на взаимных обязательствах и выгодах. Возьмем меры по военной безопасности, общие рынки с едиными правилами игры для всех участников. Конечно, все это можно трактовать как частичный отказ от каких-то суверенных правил. А с другой стороны, это взятие обязательств, которые позволяют стране чувствовать себя более уверенно и защищенно, обеспечивая свое развитие. Таким образом, институты регионального взаимодействия можно рассматривать как инструменты защиты национальных суверенитетов стран-участниц от глобальных угроз и вызовов. 

Если мы хотим сохранить суверенитет и право решать, как нам жить на своей территории, мы должны развивать систему международных отношений с другими странами. И когда мы рассуждаем о наших интеграционных проектах, то прежде всего смотрим в сторону наших традиционных союзников и партнеров — России, Казахстана, других стран СНГ.

В рамках ОДКБ выстраиваем общую систему безопасности, в ЕАЭС — общий экономический рынок. За счет принятия на себя определенных международных обязательств мы укрепляем свой суверенитет в долгосрочной перспективе. Вот и получается, что сохранение суверенитета требует компромиссов, гибкой политики, позволяющей нам сохранять контроль над ситуацией в собственной стране. 

Открытая и понятная позиция 

Беларусь действительно является донором стабильности в регионе. Несомненно, надо выделить такую нашу инициативу, как Хельсинки-2. По сути, ее можно реализовать на крупной международной конференции, где будут определены правила поведения всех государств, и в особенности крупных. На мой взгляд, инициатива опередила свое время лет на 5—7. Да, сейчас глобальные игроки по разным причинам пока не хотят садиться за стол переговоров. Они пытаются прощупать силы друга и расширить свои зоны влияния настолько, насколько это возможно. Но за стол переговоров все равно придется садиться…

Что касается взаимодействия с Европейским союзом, Минск выступает за системное расширение контактов при условии взаимовыгодного и открытого сотрудничества. Мы предлагаем, чтобы это осуществлялось на основе базовых универсальных соглашений о развитии партнерства. Один из шагов, который нужно сделать, — конечно же, подписать такие документы. Кроме того, у нас есть хороший инструмент в виде программы «Восточного партнерства», где реализуется ряд конкретных проектов.

Европейский союз является для нас источником технологий и инвестиционного капитала. В связи с этим мы стараемся сделать Беларусь более открытой для европейских компаний, которые готовы создавать здесь производства.

Причем выпускать товары не только для нашего рынка, но и для рынка ЕАЭС. Такие подходы на системной основе уже реализуются через Парк высоких технологий, индустриальный парк «Великий камень» и свободные экономические зоны. 

Кроме того, наша страна в одностороннем порядке ввела безвизовый режим через пункт пропуска «Национальный аэропорт Минск» на 30 дней, в том числе и прежде всего для европейских граждан. Как показывает практика, решение было правильным. Существенно расширился деловой и туристический потенциал. В перспективе для пропуска гостей по этой схеме надо добавить все региональные аэропорты и хорошо оборудованные крупные международные наземные пункты пересечения границы. Также белорусский Парламент в приоритетном порядке в первый день работы весенней сессии ратифицировал визовое соглашение с ЕС. Если говорить об обоюдном безвизовом режиме с ЕС, то рано или поздно стороны придут к этому. Стоит учитывать, что Беларусь — более компактная страна и решения здесь принимаются быстрее, чем в большом Евросоюзе, когда из-за позиции одного или двух государств может блокироваться или затягиваться весь процесс…


Современные формы работы 

Мир в этом году захлестнула эпидемия коронавируса. Конечно, данный аспект сказывается и на работе парламентариев, ведь принятые ограничительные меры в большом количестве государств стали серьезным барьером для осуществления именно двустороннего парламентского взаимодействия. Нужно использовать данную ситуацию для пересмотра всей работы в рамках двустороннего сотрудничества для последующей активизации таких контактов. В марте депутаты провели в Овальном зале семинар по данной проблематике, впоследствии были подготовлены специальные рекомендации. 

Среди перспективных направлений развитие потенциала экспорта услуг. Здесь очень интересные возможности в области высшего образования. С нашими зарубежными партнерами мы можем обсуждать подготовку зарубежных студентов по инженерным, техническим, медицинским специальностям. Речь может идти о межгосударственных программах академического сотрудничества со многими странами. По целому ряду направлений белорусское образование находится на очень высоком уровне. 

Второе — это научное и инновационное взаимодействие. Потенциал Академии наук и университетских технопарков позволяет нам это реализовывать. 

Третье направление — привлечение прямых иностранных инвестиций. Здесь депутатский корпус имеет уникальное преимущество. В Палату представителей входят 110 депутатов, каждый из которых представляет определенный избирательный округ. Именно депутаты прекрасно знают ситуацию в округе, имеют контакты с местными властями, деловым сообществом и могут оказывать содействие продвижению конкретных инвестиционных проектов в регионах. Мы уже работаем над совместным планом с Национальным агентством инвестиций и приватизации. В целом нужно сформировать инструменты и формы работы, которые позволят сделать межпарламентские контакты предметно ориентированными на развитие страны. 

С зарубежными парламентариями в условиях пандемии активно налаживается онлайн-коммуникация. Для этого имеются все возможности. Понятно, что технические параметры системы будут совершенствоваться. Уже проведено два веб-заседания в рамках Парламентской ассамблеи ОБСЕ. Мы обсуждали, какие меры предпринимаются в разных странах для минимизации последствий пандемии и деятельности демократических институтов в новых условиях.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Фото: Юрий МОЗОЛЕВСКИЙ