Не шесть, а 46 пострадавших от нацистов деревень в Ивьевском районе: что показали новые исследования

Время не спишет

В каждом районе Беларуси есть своя «Книга памяти» — свое­образная летопись времен, где отдельное место уделено леденящим душу событиям времен Великой Отечественной войны. Факты, изложенные в томе, посвященном Ивьевщине, не подвергаются сомнению, но их становится все больше. Благодаря кропотливой работе прокуратуры, местных краеведов и школьников удалось установить новые случаи геноцида местного населения. Исследования показали, что в Ивьевском районе от рук нацистов в той или иной степени пострадало не шесть, а 46 деревень. Всего погибшими числятся 5170 человек, среди которых 761 военный, 81 партизан, 4328 мирных жителей.

Марина ПОЗНЯК: «Экспозиция «Без срока давности» о сожженных деревнях и геноциде против местных жителей в Ивьевском музее национальных культур начала работать в начале 2022 года».

Без срока давности

Самую подробную хронологию событий трех страшных лет оккупации на территории района знают в Ивьевском музее национальных культур. Старший научный сотрудник Марина Позняк рассказала о кропотливой работе в этом направлении:

— Экспозиция открылась в начале 2022-го, и начинается она с первых дней войны, с того момента, как на Ивьевскую землю ступила нога неприятеля. В первую очередь были расстреляны интеллигенция, партийные работники. 2 августа 1941-го уничтожили 220 евреев. Наш район обороняла 24-я Самаро-Ульяновская железная стрелковая дивизия, которая считалась одной из лучших в Красной армии. Она смогла не только на трое суток остановить врага, но и перейти в наступление. Вот на этом стенде представлен протокол допроса местного жителя Иосифа Волчека, где он рассказывает, как в Больших и Малых Князиковцах уже в первые дни войны фашисты расстреляли мужчин за помощь в поимке немецких диверсантов. Интересно, что убили каждого десятого взрослого сельчанина, при этом взрослыми считались 15-летние подростки. Недавно в экспозиции появились местные аусвайсы, продуктовые карточки, а также уведомления о нормах натурального налога, который крестьянин обязан был платить оккупантам.


Многие десятилетия считалось, что за три года оккупации — с 24 июня 1941-го по 7 июля ­1944-го — немецко-фашистские захватчики сожгли на Ивьевщине шесть деревень. Всего 115 домов и 131 житель. Ивьевскими сестрами Хатыни стали Ятолтовичи, Верещаки, Мотыковщина, Бакшты, Юровские, Ковалевы. Две последние деревни после войны так и не возродились. Населенный пункт Юровские увековечен в мемориальном комплексе «Хатынь».

— Согласно последним данным и новым фактам, которые удалось получить благодаря работе прокуратуры, в настоящее время речь идет о более чем 40 деревнях, — уточняет Марина Петровна. — В этот список включили не только сожженные, но и разрушенные населенные пункты, хутора. Некоторые были уничтожены во время ожесточенных боев, часть подвергалась бомбардировкам. Самая большая трагедия в плане числа жертв постигла деревню Ятолтовичи.
Жуткую расправу над жителями фашисты учинили утром 22 февраля 1943 года. Людей просто выгнали на улицу, собрали всех в специально подготовленный сарай и подожгли. В тот день заживо сгорели 96 сельчан. Деревня была превращена в пепелище. 
По словам Марины Позняк, с помощью местного военкомата также удалось установить, где на территории района находились концлагеря для военнопленных. Один из них размещался в поселке Юратишки — в нем было более 200 человек, второй — в Ивье. 

— Здесь же представлены воспоминания местного жителя Шмаи Блоха, который рассказывает об издевательствах над красноармейцами. Он пишет о том, что раненых закапывали возле костела живыми. А вот фото, где наши ивьевские евреи тянут танк из Юратишек в Ивье. По свидетельствам очевидцев, 14 километров они преодолели за два дня, при этом многие умерли во время пути. Остальных добили на «финише». На особом месте в музее — дневник Шифры Марголиной, которая перед отправкой в гетто успела передать его местным жителям. В нем описываются жуткие страдания, которые пережила женщина. Молодая мать пыталась спасти своих пятерых детей, передав их в семьи ремесленников. Однако все они были зверски убиты. 

Табор ушел в небо

Из вышесказанного можно сделать вывод, что нацисты и их приспешники сразу же начали поголовное уничтожение евреев, проживающих в Ивье и окрестностях. Было организовано гетто, где людей держали до самой смерти, используя на тяжелых и грязных принудительных работах. Неподалеку от Ивья расположен мемориальный комплекс «Стоневичи», где покоятся 2524 человека, в основном это дети, старики, женщины, которых живьем закопали в одной братской могиле. Здесь нас встречает учитель истории Лелюкинской средней школы, краевед Андрей Волчок.

Историк Андрей Волчок часто приезжает к мемориалу «Стоневичи» и один, и со своими учениками.

— В настоящее время в районе не осталось представителей еврейской национальности, — констатирует собеседник. — Как вы видите, по центру располагается основная часть комплекса в виде импровизированной стены плача. По бокам установлены памятные обелиски. На первом значится напоминание о том, что первые 220 человек были расстреляны еще в августе 1941-го. На втором рассказывается о трагедии, которая произошла в Лучинском бору. Все знают, что на территории Беларуси орудовал 118-й карательный полицейский батальон, который был задействован в уничтожении Хатыни. Его участники также уничтожали 50 евреев, прятавшихся в болотах Налибокской пущи (Лучинский бор).

Андрей Викторович рассказал, что помимо основной работы много времени уделяет исследовательской деятельности. В зоне особого внимания — события времен Великой Отечественной, геноцид местного населения в годы оккупации.



— Несколько лет назад получили информацию, что на территории Лелюкинского сельского Совета немцы уничтожили цыганский табор осенью 1941-го. Одна из моих учениц съездила к местным жителям, которые рассказали, что действительно табор приезжал ежегодно на одно место, которое в народе прозвали «цыганы». Люди вспомнили, как в один осенний день из комендатуры в Бакштах приехали полицаи на грузовиках, окружили свободных кочевников. До сих пор по этому факту не найдено официальных документов, однако точно известно, что убийства совершались руками извергов из литовского отряда. У них была своя форма и знаки различия.

По мнению историка, важно не забывать, что после освобождения территории Беларуси от немецко-фашистских захватчиков убийства на Ивьевской земле не закончились:

— Еще долгое время действовали вооруженные бандформирования армии Крайовой. Здесь орудовали более 600 польских националистов, которые убивали в первую очередь активистов, создающих колхозы, ведущих партийную и просветительскую деятельность. Недалеко отсюда, в Гераненах, в то время был убит председатель сельсовета. По сути, это был обычный бандитизм, прикрытый красивыми фразами о возрождении национальной польской идеи. Помимо этого, на территории Ивьевского района в то время действовал Ост-мусульманский полк СС, который также занимался грабежами, убийствами, изнасилованиями местных жителей.

Всего в Ивьевском районе 46 памятников, обелисков и знаков увековечивания памяти.

Из воспоминаний Вацлава Захара, жителя деревни Ятолтовичи:

«...Воскресенье, 22 февраля ­1943-го, в девять часов утра немцы окружили деревню. К сестре ехал на лошади человек — его убили, подожгли хутор, что стоял у самого леса. Людей начали сгонять на собрание. На собрание так на собрание. Мои 26-летний брат и соседка, увидев, что на собрание сгоняют почему-то в сарай, не пошли. В своем сарае скрылись. Их заметили и расстреляли во дворе. Бабушка наша стала убегать, спрятав под кожух мальчика, а другого, тоже маленького, вела за ручку. Убили и их, прямо в головки деткам целились. Бабушка также погибла... 

Но их смерть оказалась более легкой, чем остальных, сожженных живыми. Мы с братом, еще маленькие, с самого утра побежали к отцу в Пастольнишки, чтобы он приехал с лошадью и вывез всех. И уже были у Ятолтовичей, когда начали стрелять и жечь. Каким-то чудом, обратив лошадь в гущу леса, спаслись. Под вечер, когда опустела от карателей деревня, или, правильнее, то, что осталось от нее, вернулись сюда те, кто уцелел. Люди еще горели, пылал огонь. За всю жизнь не видел более страшного костра. Под утро трупы начали рассыпаться в пепел. Пеплом стали девушки и парни, дети, старики — большая половина жителей деревни Ятолтовичи. Живые выкопали на том месте яму, собрали в простыни пепел погибших, накрыли досками и закопали. Так появилась у нас общая могила, и так похоронили мы деревню Ятолтовичи. И сразу же живые начали строить новую. Но ведь люди — не здания, их не заменишь...»

ЦИФРЫ

На территории Ивьевщины находится 46 памятников и обелисков, знаков, увековечивающих память о воинах Красной армии, партизанах, подпольщиках и мирных жителях района. Всего захоронено 3404 человека, имена 3076 лиц известны. Установлены 20 информационных табличек с QR-кодами с подробной информацией о местах захоронений.

vrublevskaya@sb.by





Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter