Время навести мосты

В Могилеве может появиться канатная дорога

Могилев, конечно, не Венеция. И даже не Санкт-Петербург: на гондоле или катере из одного микрорайона в другой никто не добирается. Однако пересекать многочисленные реки горожанам приходится постоянно, потому мосты для областного центра не роскошь, а жизненная необходимость. Перекрой хотя бы один, и город сразу начнет задыхаться в автомобильных пробках. Чтобы избежать транспортных коллапсов, гарантировать водителям и пешеходам полную безопасность, власти регулярно проводят «тесты» по оценке «здоровья» мостов. А в последнее время назрела необходимость их масштабного капитального ремонта.


При этом первым новую жизнь получил отнюдь не самый старый из путепроводов — мост через Днепр по проспекту Шмидта. Это детище индустриализации возвели в 1967-м, чтобы связать строящийся на тот момент комбинат синтетического волокна с другими районами города. Именно этот мост принял самую большую в городе транспортную грузовую нагрузку. Соответственно, и поизносился серьезнее остальных: к моменту восстановления был близок к аварийному состоянию.

Но больше всего могилевчане ждали обновления самого главного городского моста, название которому также дал проспект, но Пушкинский.

— У него есть еще два имени, — уточнил кандидат исторических наук, доцент Могилевского госуниверситета имени Аркадия Кулешова Александр Агеев. — Иногда мост называют Яшиным — в память о командире конной разведки, который форсировал реку при освобождении областного центра и погиб в бою за освобождение Могилева. Помнят люди и его давнее название — Днепровский.

Именно за этим мостом тянется шлейф исторических событий. Водную переправу, как свидетельствуют летописи могилевского Спасского монастыря, здесь организовали еще в пятнадцатом веке. Священники брали за это неплохие деньги и оставались монополистами-перевозчиками вплоть до 1588-го — пока Сигизмунд III, вняв просьбам горожан, не пожаловал и им такую же привилегию. Переправ, которые называли еще и наплывными мостами, стало пять — возле каждой из брам города.

Так будет выглядеть надземный мост

Несколько подобных конструкций появилось на Днепре и в годы Северной войны. Летопись гласит, что летом 1708-го в Могилев вошел авангард шведской армии. Отступая, русские войска разобрали мосты, и противнику ничего не оставалось, как делать их заново. Из-за нехватки стройматериала чужеземцы разобрали на бревна стены деревянного храма в Буйничах. И, когда Карл II проезжал по мосту, его конь вдруг резко остановился. А потом стал пятиться. Король удивился, приказал осмотреть мост. Отодвинув доски, шведы увидели: на одной из них изображен Христос, на другой — Матерь Божия. По приказу короля иконы из разрушенного храма подняли, отставили в сторону, и лошадь сразу пошла вперед. В хрониках говорится, будто за поруганные святыни позже повесили двух солдат из вражеского войска. А образа передали в другой монастырь.

— На возведение же стационарного моста город замахнулся лишь в середине девятнадцатого столетия, — рассказал Александр Агеев.

Сам Днепровский мост умудрился попасть в кадры старой кинохроники, которая запечатлела проходивший на нем крестный ход 1916-го. Упоминал его в своих дневниках и Николай II. Стал он также одним из символов защиты и освобождения Могилева и в Великую Отечественную. Мост несколько раз взрывали и вновь отстраивали. Пока, наконец, в 1959-м не одели в надежный железобетонный панцирь длиной 286 метров.

— На какой период времени мост был рассчитан, трудно сказать. Транспорта становится больше, потому нагрузка постоянно растет. О подобных испытаниях полвека назад, понятное дело, даже не подозревали, — считает директор филиала первого мостостроительного управления «Мостостроя» Сергей Пичугов.

Преображения Пушкинского моста горожане ждали с особым нетерпением. И эти ожидания оправдались: восстановленный с учетом передовых технологий путепровод стал не просто одним из самых надежных. Городские власти не пожалели денег, а строители — сил, чтобы он попал в список еще и самых красивых, причем не только в Могилеве, но и в стране. Не обошлось и без сенсаций: во время строительства были найдены фрагменты Троицкой церкви восемнадцатого столетия. Фундамент этого храма стал экспозицией под открытым небом. А сам мост — украшением и визитной карточкой города. Его перила украсили 118 медальонов с гербами города и масками львов, а въезд и выезд теперь охраняют четыре скульптуры царей зверей.

Мост через Днепр (старый).


Сегодня могилевчане в соцсетях активно обсуждают возможность появления в областном центре новых скульптур царя зверей. Появятся ли еще где-то подобные «талисманы», трудно сказать. А вот о том, что еще несколько мостов приобретут новый облик, уже известно.

— Прежде всего — путепровод по проспекту Мира, — рассказал главный архитектор Могилева Владимир Скачек.

Эти семьдесят четыре метра асфальтового полотна над рекой Дубровенкой тоже пару лет назад разменяли свои полвека. Хотя в свое время мост и украшал открытки с главными видами Могилева, дизайн его устарел, конструкция не соответствует дорожным нормам. «Ремонт его, как и двух ранее отреставрированных путепроводов через Днепр, будет вестись так, чтобы не останавливать движение, а трасса здесь, — отметил председатель Могилевского горисполкома Владимир Цумарев, — очень оживленная». Старт этим работам планируется дать уже в нынешнем году. В очереди на обновление также малый мост через речку Дебрю по проспекту Мира и через Дубровенку по улице Челюскинцев.

Как и большинство других, они тоже появились в шестидесятых. А вообще маленькие мостики через небольшие городские речки в Могилеве возводить начали в девятнадцатом столетии. Многие из них были «авторскими» — как, скажем, мост через речку Струшню, который построен в 1826-м под руководством губернского архитектора Страхова. Через десять лет ажурные железные пролеты соединили и берега Дубровенки. Программа обновления малых мостов наверняка затронет и вопрос благоустройства прибрежной части. А вот большая набережная между отремонтированными Пушкинским и Шмидтовским мостами уже начала преображаться. Владимир Цумарев уточнил, что здесь могут появиться городки, площадка для игры в хоккей на траве. Возможно, что давняя мечта горожан о канатной дороге, о которой просто просит холмистый рельеф Могилева, тоже будет реализована здесь же. 

— Скоро в областном центре появятся и надземные пешеходные переходы, — поделился планами по преображению имиджа Могилева Владимир Цумарев. — В местах, где скапливается много людей, они станут хорошей альтернативой обычным подземным переходам.

Сергей Дедович, заместитель председателя Могилевского горисполкома:

— Восстанавливать мосты необходимо. Это и вопрос безопасности, и эстетики. Они также добавляют неповторимости городу. Два больших путепровода через Днепр уже отремонтированы. Главный из них — Пушкинский — даже стал туристической достопримечательностью. 

Мост по проспекту Мира, ожидающий своей реставрации, тоже часть городской «экспозиции». Потому мы рассматриваем разные варианты дизайна, советовались по этому поводу с архитекторами из других городов. Понятно, что он должен радовать своей красотой и идеально вписываться в уже существующий ландшафт.

svet.markova@gmail.com

Фото автора и Галины Гаврилович

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
ТЕГИ:
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?