Завтра минчан ожидает открытие главного кинособытия года

Время «Лiстапада»

Завтра в Минске в 24–й раз начинается «Лiстапад». Тот самый Минский международный кинофестиваль, о необходимости и неизбежности которого все более активно начали заявлять буквально все белорусские средства массовой информации еще с середины октября. Это значит, что, во–первых, «Лiстапад» — событие, во–вторых, событие культурно значимое для всех нас и статусное для страны. Это отмечают зрители, заполняя кинозалы, неравнодушно включаясь в голосование за лучший фильм, принимая живое участие в диалогах с теми, кто представляет свои картины. Это отмечают и гости, всякий раз подчеркивая высокий художественный уровень кинопрограмм. Не случайно «Лiстапад» уже несколько лет значится в списке престижных кинофестивалей мира.


У фестиваля как по–настоящему международного много номинаций, каждая из которых предполагает не только отдельную кинопрограмму, но и отдельное жюри, отдельные призы, свою зрительскую аудиторию. Принципиально важной позицией «Лiстапада» остается верность кино, которое создается на ближнем и дальнем постсоветском пространстве. Потому основой конкурсных программ всегда были картины не только бывших советских республик, но и стран, которые в свое время назывались странами социалистического лагеря: Польша, Болгария, Румыния, Чехия, Словакия, Сербия, Словения, Китай. По сути, это то территориально–тематическое поле, которым минский кинофорум заметно отличается от других международных киносмотров. Постоянными его участниками являются фильмы Ирана, Австралии, Южной Кореи, которые еще недавно были для нас если не терра инкогнита, то не очень знакомыми кинопространствами. Нынешний год не исключение. Некогда Австралия аборигенов и первозданной среды открылась в фильме Уорика Торнтона «Самсон и Далила», который был показан на одном из предыдущих «Лiстападаў». В этом году нам предстоит встреча с новой работой того же режиссера. Его «Милая страна» в сентябре уже была отмечена Венецианским фестивалем. Драматическая история семьи коренного австралийца Сэма Келлимирно, случившаяся на землях северной Австралии в 1929 году, рассказана с той степенью гуманности, искренности, правды, что за этой «частностью» просматриваются общечеловеческие ценности и смыслы. Не меньший интерес, надо полагать, будут вызывать новые ленты Сергея Соловьева, Бориса Хлебникова, Сергея Лозницы, которые вполне можно определить как фильмы и «морального», и «исторического беспокойства».

Особую часть на «Лiстападзе» составляет документальная программа. Не секрет, что нынешние зрители отвыкли от того, что называется «документальный фильм», порой телесюжеты воспринимая как документальное кино. Эта программа напоминает и об особом искусстве документального кино, и о том, насколько серьезно подходят документалисты к осмыслению современных проблем, к пониманию того, что есть человек. На нынешнем «Лiстападзе» новыми будут такие внеконкурсные документальные программы, как «Мужское–женское», «Анимация.док», «Документальные комедии». Весьма своевременным выглядит цикл «Недетские истории». Несколько фильмов из разных стран повествуют о состоянии, чувствах детей, оказавшихся в тех ситуациях, которые не всегда под силу взрослым. Это как раз те фильмы, которые «смотрят», просвечивают нас либо на определенную степень зачерствелости, либо на наличие чувства сострадания. Как известно, именно те чувства, которые испытывает человек, когда видит несчастья других, гораздо больше говорят о наличии культуры и нравственности, чем все, что мы говорим по этому поводу.

Девизом нынешнего фестиваля являются слова «Истина. Любовь. Красота». Хотя, судя по программе, слоганом могли бы стать и другие слова — «Боль. Совесть. Сострадание».

lpsm3163@mail.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter