Сделан серьезный шаг в деле реформирования судов Беларуси

Время крупных перемен

Сделан серьезный шаг в деле реформирования судов Беларуси...

Сделан серьезный шаг в деле реформирования судов Беларуси. В прошлую пятницу Президент подписал пакет законодательных актов — Декрет № 6 «О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь», Указ № 529 «О некоторых вопросах деятельности судов Республики Беларусь» и Указ № 530 «О некоторых вопросах совершенствования организации исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов».


В соответствии с этими документами с 1 января 2014 года общие и хозяйственные суды объединяются в единую систему судов общей юрисдикции. Возглавит эту систему единый высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и экономическим делам — Верховный Суд. Также в декрете идет речь об упразднении военных судов, создании новой службы судебных исполнителей и вопросах обеспечения деятельности судов.


Прокомментировать столь важные для судебной власти решения мы попросили Председателя Верховного Суда Валентина СУКАЛО.


— Валентин Олегович, чем вызвана необходимость этих преобразований?


— Решение о создании единой судебной системы отнюдь не спонтанное — оно является логическим продолжением судебно–правовой реформы, которая уже несколько лет проводится в стране. За это время изменились функции и полномочия МВД, прокуратуры, департамента финансовых расследований, серьезно реформированы органы адвокатуры, созданы такие самостоятельные ведомства, как Следственный комитет и Госкомитет судебных экспертиз. Заметьте, что все эти органы в конечном счете работают на правосудие и на фоне их реформирования суд не мог оставаться какой–то застывшей, консервативной структурой. Кроме того, нынешние преобразования — это практическая реализация положений Послания Президента, обращенного к судебной системе страны в октябре 2010 года.


С тех пор было сделано немало для того, чтобы правосудие стало эффективным, оперативным, доступным и современным. Но решенные за три года вопросы касались в основном процесса судопроизводства, но не судоустройства. Надо было идти дальше. Пришло время более серьезных, принципиальных изменений в самом построении судебной системы государства.


Существование в одной стране двух параллельно действующих судебных систем — наследие советских времен, характерное для абсолютного большинства государств на территории бывшего СССР. Я думаю, это было неправильно, потому что противоречило историческому процессу развития европейского правосудия, которое идет по пути специализации судов, но все–таки в рамках единой судебной системы, единого высшего судебного органа. Кроме того, такое положение вещей приводило к различному толкованию одних и тех же норм, применяемых судами. Например, люди не понимали, почему к физическому и юридическому лицу по–разному применяются одинаковые нормы гражданского права. Возникали споры о подведомственности отдельных дел хозяйственным или общим судам. Это было не очень разумным даже с точки зрения экономии средств, выделяемых государством на осуществление правосудия. Различались и формы правосудия: если в судах общей юрисдикции они были классическими, то в хозяйственных носили, скажем так, арбитражный характер, что не всегда признавалось на международном уровне. Оценив эти недостатки, большинство постсоветских стран уже включили хозяйственные или экономические суды в общую судебную систему. Оставались лишь Беларусь и Россия, где тоже уже приняли решение об объединении систем общего и экономического правосудия.


Как видите, необходимость этих реформ вполне назрела. Они широко обсуждались в кругу специалистов и были поддержаны всем судейским сообществом как в общих, так и в хозяйственных судах.


— Итак, что произойдет с белорусскими судами 1 января 2014 года?


— Начнем работать в рамках единой судебной системы, с едиными руководящими органами — Пленумом и Президиумом Верховного Суда. Высший Хозяйственный Суд преобразуется в судебную коллегию по экономическим делам Верховного Суда и полностью переходит в его состав. Должен сказать, что преобразования в большей степени коснутся собственно ВХС, а не его судебных органов — областных хозяйственных судов, которые будут переименованы в экономические и продолжат рассматривать те же дела по своей компетенции. Единственное, что для них изменится, — руководящий орган, который будет рассматривать протесты и жалобы, формировать единую практику и проводить единую судебную политику.


Конечно, мы оптимизируем численность и расходы на содержание единой судебной системы, уберем дублирующие структуры, создадим более эффективный государственный аппарат. Но в то же время сохраним все лучшее, что накоплено сегодня специализированной системой экономических судов, в том числе профессиональный, кадровый потенциал. Ничьи судьбы ломать не будем.


— Ожидается, что к Верховному Суду перейдут все функции по организационному, материально–техническому и кадровому обеспечению деятельности судов. В одном из интервью вы говорили, что это настоятельно необходимый шаг.


— Вы знаете, что в хозяйственных судах эти функции выполнял Высший Хозяйственный Суд, а в судах общей юрисдикции — Министерство юстиции. Действительно, о том, что управление организацией процесса правосудия целесообразно передать структурам судебной, а не исполнительной власти, говорилось неоднократно, в том числе и на страницах вашей газеты. Ведь суды просто лучше знают собственные проблемы и способны более эффективно организовать свою деятельность. Теперь же всем, что касается обеспечения правосудия, станут заниматься Верховный и областные суды. Будут созданы специальные небольшие структуры, которые, заметьте, останутся в пределах нашей теперешней численности и не повлекут разрастания аппарата.


— Декрет № 6 также предусматривает упразднение военной коллегии Верховного Суда и военных судов. Для чего это сделано?


— Это тоже давно назревший вопрос, который также являлся одним из рудиментов советской судебной системы. Большинство стран бывшего Союза уже отказалось от специализированных военных судов. Связано это, понятно, с сокращением армий, уменьшением количества военнослужащих и числа воинских преступлений. На этом фоне содержать судебную систему из 30 судей со своим аппаратом обеспечения, согласитесь, неразумно. Военные судьи получат статус гражданских и вольются в составы районных и областных судов. Процесс это непростой, нужно очень взвешенно подойти к каждому человеку, поэтому установлен 6–месячный переходный период до 1 июля 2014 года.


— Что ожидает систему исполнения судебных решений?


— Будет устранена двойственная ситуация, когда в системе хозяйственных судов существовали свои судебные исполнители, а в общих судах исполнением ведали как управления юстиции облисполкомов, так и председатели районных судов. Сейчас будет создана единая служба судебных исполнителей, подчиненная Министерству юстиции, которое займется общей координацией этой деятельности. Территориальными же органами новой службы будут руководить главные управления юстиции облисполкомов и Минского горисполкома. В эти структуры перейдут примерно 1.200 исполнителей из судов.


Решение абсолютно правильное, так как в большинстве стран аналогичные службы находятся в ведении исполнительной власти. Также, заметьте, в последнее время называть наших исполнителей судебными было не очень корректно: на самом деле они занимались исполнением решений других государственных органов, когда эти решения были связаны с какими–либо взысканиями. В общем объеме их работы исполнение собственно судебных решений составляло лишь около 35 процентов.


— Можно ли кратко подытожить, что в целом дадут грядущие с 1 января новации?


— Дадут единую правоприменительную практику, единые судебные процедуры, упростят доступность правосудия и исполняемость судебных решений. Что в конечном счете положительно отразится на качестве правосудия. Судьи будут иметь единый статус и одно руководство, которое получит возможность маневрирования своими силами и средствами в рамках единой системы. Хочу подчеркнуть: будет сделано все для того, чтобы эти реформы были осуществлены безболезненно, чтобы с 1 января не случилось каких–либо разрывов в непрерывном процессе осуществления правосудия.


Советская Белоруссия №227 (24364). Вторник, 3 декабря 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter