Заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Андрей ХМЕЛЬ — о добыче полезных ископаемых, новых месторождениях и импортозамещении

Время копнуть глубже

Утверждение о том, что наша страна лишена полезных ископаемых — не более чем популярное заблуждение, говорят геологи. Земли богаты не только калийными солями, о которых, без преувеличения, знает весь мир, но и подземными водами, кварцевым песком, строительным камнем, которые могут использоваться у нас в строительной отрасли. Но многие предприятия не спешат выбирать местное сырье, предпочитая ему импортные аналоги. А между тем страна тратит немалые деньги на ввоз к нам бурого угля, торфа, каменных солей, песка и глины. Почему так происходит и как обратить интересы промышленников в пользу местных видов сырья? Об этом корреспондент «Р» поговорила с заместителем министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Андреем Хмелем.


Ввоз и ныне там


— Андрей Валерьевич, позиция Минприроды по вопросам эффективного использования полезных ископаемых хорошо известна: Министерство неоднократно заявляло о том, что есть ряд ресурсов, фактически лежащих на поверхности, на которые нужно обратить внимание реального сектора экономики, который аналоги этого сырья закупает за рубежом. Как движется эта работа?

— Министерство провело большую аналитическую работу по анализу импорта минерального сырья и возможности его сокращения за счет использования собственного. Конечно, это предварительная информация, но недавно мы получили перечень ввозимых минералов, которые имеются и внутри страны. А это, помимо углеводородов, такие полезные ископаемые, как бурый уголь, торф, каменная соль, песок, глина, мел, гранит, базальт и другие. За полгода предприятия страны потратили на их закупку более 30 млн долларов. В целом за прошлый год затраты составили почти 68 млн. Да, в сравнении с предыдущими годами суммы снижаются, но все равно происходит это весьма незначительно. В общем, как вы видите, деньги немалые. Но ведь средства эти можно сэкономить, перейдя на белорусское сырье.

— А какие полезные ископаемые лидируют у нас в списках импортируемого сырья?

— В лидерах бурый уголь, его за полгода к нам в страну поставили более 30.000 тонн. При этом средняя цена бурого угля по сравнению с двумя предыдущими годами выросла в 1,4 раза и составила 63 доллара за тонну.

Да, по некоторым позициям отмечается снижение. Например, по поставкам кварцевого песка. Тем не менее с января по июнь этого года его ввезено около 30.000 тонн. Кстати, это тот пример, когда предприятия, в частности наши стекольные заводы, стали больше использовать местное сырье. Хотелось бы отметить, что работы по поискам кварцевого песка продолжаются.

Разрушаем стереотипы


— И все же, почему некоторые предприятия так неохотно смотрят в сторону местных полезных ископаемых? Сложно переломить стереотип, что в наших недрах их нет?

— Да, непросто. Но все должны понимать, что у каждой страны в земле есть что-то свое. У кого-то нефть и золото, у нас — калийные соли. И их немало. Есть многие другие полезные ископаемые. Другое дело, что добраться до некоторых из них из-за глубокого залегания не всегда просто и, соответственно, их добыча на сегодняшний день может быть экономически нецелесообразна. Но при этом есть и ряд ресурсов, о которых мы зачастую незаслуженно забываем, к примеру, о подземных водах. А ведь в некоторых странах мира вода сегодня на вес золота. Кстати, у нас есть минеральные воды аналогичные по составу одним из самых дорогих в мире. Но пока мы их не добываем. А ведь можно было бы взять франшизу или создать совместное предприятие и производить воду под этими торговыми марками здесь и покрывать поставками наш регион.

Есть у нас и торф, немалые запасы, и этот ресурс — возобновляемый. Есть базальты, и мы будем настаивать на том, что это направление для строительной отрасли нужно развивать.



— Конечно, мы говорим о перспективе, но если проанализировать имеющиеся запасы, какие полезные ископаемые можно вовлечь в оборот?

— Наша страна обладает достаточным минерально-сырьевым потенциалом для развития целого ряда отраслей промышленности. И это не пустые слова. Кроме того, мы прекрасно понимаем, что запас сырья должен обеспечить то или иное направление не на год-два, а на долгий срок. Например, в наших землях в достатке гипса и ангидрита. Нашими геологоразведчиками выявлено Бриневское месторождение гипса, балансовые запасы которого составляют более 200 млн тонн. Месторождение подготовлено для промышленного освоения, но необходимо участие капитала инвестора. В стране выявлено три месторождения строительного камня и одно облицовочного. Общие балансовые запасы первого из них составляют более 500 млн кубометров, облицовочного — 3,2 млн. Более того, я бы сказал, что имеющиеся запасы стройкамня позволяют обеспечить выпуск щебня не только для потребностей страны, но и производить продукт на экспорт.

Ведется предварительная разведка Новодворского месторождения базальтов и туфов. Но уже сегодня можно сказать, что общие предварительно оцененные запасы этих полезных ископаемых составляют более 200 млн тонн, из них базальтовых пород — 102 млн тонн, туфов — 101,6 млн тонны. Запасы мела в наших недрах таковы, что мы можем не только вести их разработку (ОАО «Кричевцементношифер», ОАО «Белорусский цементный завод», ОАО «Красносельскстройматериалы»), но и создать резервную базу для наращивания новых мощностей. И этот список можно продолжать.

Пора мыслить на перспективу


— Скажите, а сама геологическая отрасль готова работать под потребности реального сектора экономики? Выходят ли с такими предложениями сами предприятия?

— Мы все еще импортируем те полезные ископаемые, которые могли бы добывать в стране. Наша задача — глубже изучить эти вопросы и сделать все, чтобы использовать собственный ресурс. Кроме того, нужно расширять предприятия, увеличивать объемы их производств. И думать о необходимости в тех или иных полезных ископаемых на перспективу. Ведь рано говорить, что мы достигли своего апогея. Кроме того, мы выступаем против экспортирования сырья в чистом виде. В идеале мы должны создавать готовый продукт или полуфабрикат и его продавать на экспорт. Это одна из задач, которую поставил перед Министерством Президент.

— Предварительный анализ сырья проведен. Что дальше?

— Минприроды направило аналитическую записку в заинтересованные республиканские органы государственного управления. В этом списке Минстройархитектуры, Минэнерго, Минпром, областные и Минский городской исполнительные комитеты, в ведении и на территории которых находятся предприятия, работающие на основе минерального сырья, в том числе импортируемого. Очевидно, что предварительного анализа производств недостаточно. От этих ведомств мы ждем своеобразной подсказки, где, на каких производствах с учетом экономической целесообразности и имеющейся инфраструктуры возможна замена или сокращение импортируемого минерального сырья. Итоговым документом станут конкретные предложения по такой замене.


arteaga@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter