Обзор книг Анатоля Титова "Зэгармiстры Беларусi" и Марии Козьяковой "Исторический этикет"

Время хороших манер

Анатоль Цiтоў. Зэгармiстры Беларусi. Гадзiннiкавых спраў майстры (XVI — пачатак XX ст.). 

Мiнск, Беларусь.

Iнтрыга пачынаецца ўжо са слова «зэгармiстры», якое прыводзiць на памяць старасвецкiя гарады з брукаванымi вулкамi, з лiхтаршчыкамi i ўзброенай дзiдамi гарадской вартай. Аўтар кнiгi, вядомы гiсторык Анатоль Цiтоў, тлумачыць: нашы продкi ў даўнiя часы называлi гадзiннiкi «зэгаркамi», бо гэта была замежная з’ява, а гадзiннiкавыя майстры адпаведна называлiся зэгармiстрамi i былi элiтай у асяроддзi рамеснiкаў. Напачатку нас чакае кароткi экскурс у гiсторыю механiчных гадзiннiкаў. Вы ведалi, што хвiлiнная стрэлка з’явiлася толькi ў XVII стагоддзi? А што хацець, калi час адлiчвалi па крыку пеўняў ды ўзыходзе сонца. А цi ведалi вы, што Бамаршэ, «бацька» Фiгаро, быў прыдворным зэгармiстрам i нават праславiўся вынаходнiцтвам пярсцёнка-гадзiннiка? Але самае цiкавае для нас, вядома, — гiсторыя беларускiх майстроў. Аказваецца, яшчэ ў XV — XVI стст. зэгары былi звыклай рэччу для тутэйшых абывацеляў, i яшчэ ў знакамiтай прамове Мялешкi, абаронцы традыцый, крытыкуецца падазроны гаджэт. Мы даведаемся пра зэгармiстраў i гадзiннiкi Вiцебску i Бярэсця, Гароднi i Дуброўны, Магiлёва i Мазыра, Мiра i Нясвiжа... Старадаўнiя дакументы сумленна распавядуць нават пра расцэнкi. У 1674 годзе за выраб дошчачак для цыферблату зэгара Слуцкай гарадской вежы майстар атрымаў 18 злотых, а шабля каштавала два злотых. Асноўную частку кнiгi складае рэестр майстроў-зэгармiстраў, што працавалi на землях Беларусi. Адзначу стыльнае афармленне, невялiкi зручны фармат i багаты iлюстратыўны матэрыял.


М.И.Козьякова. Исторический этикет.  

Москва, издательство «Согласие», 2018.

Данная книга — одна из моих находок на недавней Минской международной книжной выставке-ярмарке. Автор — профессор знаменитого московского театрального училища им. Щепкина. Как понимаете, будущим артистам просто необходимо знать, как принято было вести себя в прежние эпохи, что означали те либо иные жесты, что было допустимо, а что нет для сословия. Монография освещает нравы и обычаи европейской цивилизации, начиная от рыцарской эпохи с его культом прекрасной дамы до балов и дуэлей XIX века. Приводятся выдержки из многочисленных пособий по этикету разных эпох. Иногда трудно поверить, что люди могли этак странно себя вести. Например, согласно амстердамскому пособию 1640 г. процесс приглашения друга на обед превращался в разговор на полчаса: «Сударь, вы слишком добры и красноречивы, чтобы можно было вам отказать, но я боюсь вас стеснить» — «Сударь, вы не можете меня стеснить и окажете мне больше чести, нежели я заслуживаю». А знаете, кто такие табуретки? Дамы, имевшие право сидеть в присутствии короля. Причем табуретки были полные и частичные — частичным дозволялось сидеть только по утрам. Кстати, король-солнце Людовик XIV не имел обыкновения мыться от слова «вообще», только брызгался одеколоном. Изрядное место уделено этикету в Российской империи. Не обошлось без «Юности честного зерцала»: «Не прилично им руками или ногами по столу везде колобродить». Светский этикет — виды рукопожатий, целований рук, формулы приветствия... «Поклон дамы, едущей в экипаже, состоит в наклонении головы; если же она сама правит, то в опускании бича». Отдельное удовольствие — главы «Бальный этикет» и «Застольный этикет». Вы, например, знали, что несовместно с хорошим тоном обсуждать за столом блюда, хвалить либо давать свои рекомендации? «Шампанское, конечно, молодая девушка пьет, но не больше одного бокала». Это скорее научное исследование, чем популярное издание, но колоритного материала столько, что каждый что-то интересное да вычитает. 

Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Академическая книга», Минск, пр-т Независимости, 72.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter