Не наигралась: Мария Пекша из Липнишек мастерит белорусских кукол и передает мастерство детям

Время играть в куклы

Тепло, светло и хлебосольно — так нас встретили в Липнишках. Именно в этой словно сошедшей с картинки деревне в Ивьевском районе живет и работает Мария Пекша, создающая самобытных белорусских кукол. Мохнатые и глазастые домовые, ангелы, берегини, пеленашки, щекастенькие бабки и дедки не только расселились по окрестностям, но и разъехались по миру — кто в Австралию, кто на Камчатку... А к Марии Францевне поучиться кукольному мастерству сегодня приходят дети ее первых учеников.



— Я делаю авторские куклы и традиционные, какие было принято дарить в качестве оберегов, — рассказывает Мария Пекша. — Но если белорусская «лялька» — это мотанки и берегини, то авторская кукла дает возможность пофантазировать. И если она у нас так хорошо прижилась — почему бы и нет? Она ведь тоже белорусская, наша!

Мария Францевна знакомит нас со своими куклами — не то друзьями, не то детишками. Вот это — Юзик, одна из первых настоящих кукол, вот это — глазастые домовые Кузи, княжна Ева — символ города Ивье, красующаяся на гербе райцентра: Мария Пекша воспроизвела даже ее наряд! На тех полках — толстощекие Груньки с конопушками на носу, а в другом углу — бабки-ежки, и у каждой Яги непременное помело из пахучих целебных трав. Ангелочков Мария Пекша делает на палочках — это подарок на день рождения, их втыкают в торт вместо свечей. И если куклы-обереги делаются в русле традиции, то основа всех авторских кукол Марии Францевны — поролон, обтянутый капроном, по пухлым кукольным щекам краской наведен румянец, одежда — белорусский лен, волосы — льняные же нитки, а дальше в ход идет практически что угодно, воображение у мастерицы богатое.



— Визитная карточка нашей куклы — носики, непременно картошкой, — говорит Мария Францевна. — Я свою работу и двадцать лет спустя узнаю!

Кукла кукле рознь, у каждой свой характер, двух одинаковых не найдешь — одна солидная, другая кокетливо смотрит глазами с поволокой, третья хулиганисто щурится. Есть и огромные, в рост 10-летнего ребенка. С такими очень любят фотографироваться гости во время сельских праздников, которых в Липнишках хватает: тут и соревнования по косьбе, и помидорные бои, собирающие толпу зрителей и участников, — все, на что хватает фантазии работников местного сельского клуба.

— Здесь у меня весь стаж, с 1993 года, — Мария Пекша приняла руководство клубом в Липнишках сразу после окончания Гродненского колледжа культуры. — А теперь я наконец-то вырастила себе молодую заведующую и могу сосредоточиться на куклах. Ох, как я об этом мечтала. Дело к пенсии, а я все еще в куклы не наигралась!



Для ребят поменьше она ведет кружок «Маленькiя майстры», а следующая ступень — собственно «Беларуская лялька». Ну а от кукольных нарядов недалеко и до дизайна: любительское объединение моделирования одежды «Чараўнiцы» также ведет Мария Пекша, учит девчонок творить красоту по народным мотивам.
Самая простая кукла — мотанка, ее скручивали из любого платка или куска ткани, да прямо из травы на поле, чтобы занять ребенка и отвлечь. В основе берегини та же мотанка, но наряженная в цветные одежки, юбки и украшенные тесьмой фартучки. У обережной куклы Макоши — богини судьбы — юбка непременно должна быть яркая, а вот берегине с кучей младенцев-пеленашек на руках (такую дарили молодоженам с пожеланиями чадородия и большой крепкой семьи) подойдет наряд и потемнее.
Дети в ее студиях не переводятся, причем не только девочки, но и мальчики: делать кукол интересно всем.

— Я принимаю всех. У кого получается, у кого нет, но, если походят, все приобретают сноровку и уже не хотят уходить. А мальчики так аккуратно шьют!

Вике Ивуть 9 лет, и она занимается уже не первый год. Говорит, что куклы из магазина ее давно не привлекают:

— Раньше хотела Барби, теперь не хочу! Здесь мы работаем, все делаем своими руками, дарим куколок маме и папе. Играть со своими куклами тоже интереснее, шить для них наряды. У меня есть большая кукла Катя, я с ней даже одеждой делюсь: она носит платья, из которых я вырастаю.



Кружок работает и летом — его пополняют ребятишки, приехавшие в деревню к бабушкам и дедушкам. Частенько и их родители в детстве занимались у Марии Францевны. Мимоходом дети узнают о сакральной, обрядовой стороне

белорусской куклы — что берегинь с длинной русалочьей косой дарят с пожеланиями женского счастья, такую куклу ни за что нельзя покупать или продавать. Лохматик-домовой нужен, чтобы охранял подворье. Ангелов делают с закрытыми глазами, а берегинь безликими — для защиты от сглаза. Наши предки с обережной куклой в доме обращались уважительно: ведь от нее зависело здоровье домочадцев и благополучие очага. «Хотите что-то попросить у берегини — поднесите ей конфету и загадайте желание!», — советует Мария Пекша.

— Когда я только начала заниматься куклой, не заглядывала ни в книги, ни в интернет, делала все, как мне хотелось, — рассуждает Мария Францевна. — Да и сейчас так делаю. А потом обнаружила, что многие мои ляльки — ровно такие, как придумали наши предки. Традиция сама передается! Так что жила белорусская кукла веками — и дальше будет жить.

ovsepyan@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter