Почему для оформления пенсии маме ребенка-инвалида понадобилось 15 справок и 2 свидетеля

Время и деньги

Недавно проводила на пенсию приятельницу. Как маме, воспитывающей ребенка-инвалида, ей можно выйти на заслуженный отдых на пять лет раньше общепринятого возраста. Жаль, пригласили меня не на торжества по этому поводу, а в качестве свидетеля. Требовалось подтвердить, что своего сына-аутиста подруга не сдавала в интернат, а денно и нощно занималась его «нравственным, духовным и физическим развитием». Кстати, без этой высокопарной фразы у нее не принимали заявление с просьбой установить факт воспитания ребенка-инвалида. 

avatars.mds.yandex.net

Свидетельствовать нужно было в пенсионном отделе администрации одного из районов Минска. И свидетелей потребовали двух. Я и ее коллега согласились потратить час личного времени в очереди перед нужным кабинетом. От нечего делать стала изучать «пенсионное дело» и с изумлением обнаружила в нем 15 (!) справок, не считая упомянутого заявления. Для установления факта воспитания ребенка-инвалида понадобились справки: из поликлиники; из ЖЭСа о составе семьи; из трех школ, где учился мальчик; копия свидетельства о его рождении и решение суда о расторжении брака. Еще больше бумаг собственно для назначения пенсии: что училась в БГУ, не являлась ИП, получала ли пособие по безработице или страховые выплаты Белгосстраха, о зарплате, о декретных отпусках, копия трудовой, представление работодателя. 

Не погорячились ли в этом пенсионном отделе? Ведь мать ребенка-инвалида получала пособие по уходу за ним. А в Положении о порядке назначения и выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей, читаю, что, например, справку о том, является ли получатель помощи индивидуальным предпринимателем, органы, назначающие пособия, могут запрашивать сами. А также данные, находился ли ребенок в интернате, где обучался, наблюдался ли в медучреждении по месту проживания. А теперь вопрос: если важные сведения не запрашивались, как могли назначать пособие? Но Ирина уверяет: справки из школ и метрики носила в собес регулярно. Так если сведения были, то почему их просто не передать из одного отдела в другой? Онлайн.

В общем, позвонила я на инфолинию Минтруда и соцзащиты с вопросом, не многовато ли бумаг? И уже через пару часов дело пенсионерки подняли, изучили и сообщили: да, свидетели были излишни, предоставленных документов вполне хватило бы, но коль уже пришли… А по поводу справок — так положено! Пенсия — не шуточки.

Однако. Не сегодня Беларусь заявила цель: создание электронного Правительства. На совещаниях, касающихся органов управления, Президент ставит задачу сокращения госаппарата, создана служба «Одно окно», формируются удобные базы данных. И при всем этом мы втроем потратили час личного времени, столько же — сотрудница пенсионного отдела, изучая бумаги и консультируя. А будущая пенсионерка объездила больше десятка инстанций, отняв у каждой минуты и часы, ушедшие на подготовку вороха бумаг. Время и деньги.

Это тем более странно еще и потому, что Беларусь уверенно превращается в IT-страну. Все более многолюдно в Парке высоких технологий, где могут запросто оцифровать и запрограммировать что угодно: от траекторий полета спутников до самонастраивающихся слуховых аппаратов. Наверняка и с созданием какой-нибудь универсальной базы данных справились бы, сэкономив драгоценное время ожидания в очередях, из которых и состоит наша жизнь.

aelita@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter