Время и дело

Вчера Президент представил коллективу своей Администрации нового руководителя — Виктора Владимировича Шеймана.
Вчера Президент представил коллективу своей Администрации нового руководителя — Виктора Владимировича Шеймана. Обязательное мероприятие вполне могло бы быть формальным: вот известный человек в новой должности, любить его, как говорится, не обязательно, но жаловать положено, а работать под его началом следует честно и добросовестно. Так, как он работает сам. Однако в контексте острых требований Президента к Администрации такая упрощенная модель оказалась неприемлемой. Александр Лукашенко задал мероприятию тон глубокой беседы, в которой раскрыл логику последних кадровых решений, обстоятельно разъяснил свои требования к деятельности Администрации, не ограничившись при этом простым формулированием задач, а уделив существенное внимание мотивации их постановки.

Прежде всего Президент развеял домыслы, что отставка с поста главы Администрации Урала Латыпова обусловлена тем, что он не справился со своей работой. Натянутость такого вердикта очевидна: людей, не оправдавших надежд и доверия, высшими орденами государства не награждают. А деятельность Урала Латыпова отмечена орденом Дружбы народов. Ну а разумная ротация высших управленческих кадров, отметил Президент, — обычная практика для любого динамично развивающегося государства. На разных этапах возникают различные задачи и под их реализацию и подбираются люди.

С завершением последних политических кампаний Беларусь оставила позади очередной этап своей новейшей истории. Но как нельзя добраться до линии горизонта, также и в деле государственного строительства нет однозначной границы, на которой можно остановить движение вперед. Ведь главный тезис развития белорусского государства в своей относительности вечен: повышение благосостояния и жизненного уровня народа. Фраза несколько казенная, но очевидно, что с каких бы стартовых позиций ни рассматривалась эта генеральная цель, всегда окажется, что она впереди. Лет 10 назад и нынешний уровень жизни в Беларуси многим казался недостижимой мечтой. Но нынче это реальность, а впереди, при достаточной воле и самоотдаче, перспективы, несомненно, еще более широкие. Основной инструмент их достижения — консолидация сил и ресурсов власти и общества. В этом контексте Президент и формулирует свои требования к работе Администрации.

По словам Александра Лукашенко, она должна быть настоящим политическим штабом, а не какой–то канцелярией, утопающей в бумажной работе. Главная задача — тщательная проработка вариантов решений, которые выносятся на рассмотрение Президента. При этом Администрация не должна стремиться к доминированию над ветвями власти, чей статус и функции определены конституционно. Президент дважды, в начале и в конце своего выступления, произнес фразу, смысл которой должен стать ключевым принципом работы его Администрации: «Не подменять другие ветви власти, структуры государственного управления и не «подминать» их, а консолидировать все ресурсы на реализацию курса социально–экономического и политического развития страны».

Такая модель работы требует от руководства и сотрудников Администрации особой компетентности и деликатности. В противном случае, убежден Президент, если доминирующим окажется командный стиль работы, Администрации просто придется заниматься всем. Прочие госструктуры предпочтут перекладывать всю ответственность за свою работу на политический штаб. А ведь в стране действует четкая система государственного устройства. Экономика — компетенция Правительства, каждая ее отрасль — соответствующего министерства; законотворчеством занимается Парламент; правосудие вершит судебная система; Президент координирует работу всех ветвей власти, добиваясь их органичного и эффективного взаимодействия. А задача Администрации — обеспечивать эту работу, контролировать исполнение президентских поручений, генерировать стратегические идеи совершенствования кадровой и экономической политики, идеологической работы, укрепления правовых основ белорусской государственности.

В кадровой работе Александр Лукашенко ожидает от своей Администрации еще большей глубины. Без ослабления внимания к подбору кандидатов на высшие государственные должности необходимо основательнее заняться качеством управленческого корпуса второго эшелона — руководства районных, городских администраций, сельских и поселковых Советов. «Необходимо создать масштабную кадровую систему, единую для всех ветвей власти, которая будет координироваться Президентом через Администрацию», — подчеркнул Александр Лукашенко. При этом каждый, кто состоит на государственной службе, должен понимать, что высокий пост — это прежде всего ответственность, а не какие–либо привилегии. И наиболее ценное качество руководителя — личные порядочность и скромность. Козырять должностями — последнее дело. «Вы носите имя Президента, и я хочу, чтобы это имя носили чистые люди со светлыми помыслами», — сказал Александр Лукашенко сотрудникам Администрации.

Перед правовым блоком Президент ставит двуединую задачу: систематизировать уже имеющееся законодательство и формировать прочную правовую основу для всех элементов государственной политики. В последнем выступлении Президента перед парламентариями они определены вполне четко, и теперь Администрации в сотрудничестве с депутатским корпусом предстоит их оформить законодательно. «Надо создавать стабильное и целостное законодательство, и Администрация Президента должна взять на себя роль организатора деятельности в этой области», — обобщил Президент задачи.

Особой ответственности требуют вопросы формирования экономической политики. С одной стороны, Администрация не должна противопоставлять себя Правительству, с другой — обеспечивать процесс логичной и последовательной реализации ключевых общегосударственных задач. «Как зеницу ока мы должны беречь социально–политическую стабильность. В первую очередь это зависит от материального благополучия людей, — подчеркнул Александр Лукашенко. — Мы подошли к очень ответственному этапу. Будущий год — определяющий. Мы должны подготовить экономику к следующей пятилетке, задачи которой будут особенно масштабными».

Напряженная сфера, по мнению Президента, — идеология. Что, собственно, понятно. Если иные элементы государственного строительства базируются на наследии прошлых лет, то идеологию молодого белорусского государства приходится возрождать чуть ли не с нуля, после хаотичных времен утраты идеалов и торжества исторического нигилизма. Но даже понимание этого не снимает актуальности задачи признания обществом общих непреходящих ценностей. Тема тонкая. Такие вещи, как любовь к Родине, уважение к истории, вера в силу сплоченности, кавалерийским наскоком насаждать бессмысленно. Чувства, которые, безусловно, есть в сердце у каждого, нужно деликатно разбудить. Учить им сложно. Воспитывать — необходимо. Особенно в детях, в молодежи. Как помочь людям полнее осознать, прочувствовать исключительную важность этих ценностей? Президент ждет внятного ответа на этот вопрос от руководства Администрации.

Обобщающей идеей прошедшего мероприятия, пожалуй, стала мысль о том, что Президенту нужен сильный политический штаб, а стране — сильная власть. Зачем? На этот вопрос легко ответить, осмотревшись вокруг. Где власть слаба, где допустила внешние силы к влиянию на внутренние дела, там раскол общества, водораздел которого проходит не только по границам политических предпочтений, но и географически. Беларусь же со своей исключительной самостоятельностью, единством власти и народа все более явно выделяется из тонов политической карты, рисуемой конструкторами нового мирового устройства. Тем их и раздражает, а потому и попытки вбивать клинья в основы крепнущей у нас стабильности, к сожалению, не прекращаются. А ведь политические катаклизмы неизбежно расшатывают экономику, чем бьют не столько по власти, сколько по каждому конкретному гражданину страны. И противостоять этому может лишь сильное государство, выстроенное на предпочтениях народа и при его поддержке.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter