Время - европейское

Вернисаж "Мастер и Мастера" в Национальном музее истории и культуры открылся очень вовремя.
Вернисаж "Мастер и Мастера" в Национальном музее истории и культуры открылся очень вовремя...

Во-первых, потому что идея такой выставки, на которой зритель смог бы проследить четкую линию "учитель - ученики", назрела давно; во-вторых, потому что эта выставка подтвердила наличие в белорусской современной живописи явного и активного течения, несущего в себе откровенные черты европейской художественной традиции; в-третьих, потому что открылась она именно 1 сентября, в День знаний, тем самым связав две вышеназванные причины в некий смысловой узел, подтверждающий, что ученики, которые на протяжении многих лет именно 1 сентября входили в мастерскую учителя, не утратили между собой живой связи. Эта связь животворна и естественна, она приносит плоды, питая творческое напряжение как учеников, так и учителя, который показал на этом вернисаже пять полотен, датированных 2001 - 2004 годами.

Однако довольно иносказаний. В выставке "Мастер и Мастера" представили свои работы профессор Белорусской государственной академии искусств, основатель кафедры декоративно-монументального искусства, народный художник Беларуси Гавриил Харитонович Ващенко и его ученики разных лет, среди которых: Зоя Литвинова и Григорий Нестеров, Виктор Гончарук и Виктор Ольшевский, Алена Шлегель и Александр Ксендзов, Камиль Камал и Сергей Тимохов, Руслан Вашкевич и Леонид Хоботов, Сергей Крыштапович и Сергей Гриневич, Владимир Гончарук и Виктор Немцов.

Компания, как видите, вполне представительная. Многие из участников выставки имеют стабильную и заслуженную известность в Европе и России. Все очень разные. Непохожие. Самобытные. Однако есть нечто, что связывает их с учителем и позволяет говорить о наличии в белорусской живописи школы Гавриила Харитоновича Ващенко.

Это, пожалуй, прежде всего изысканный профессионализм, глубокое понимание особенностей колористической культуры, владение самыми разнообразными живописными приемами и техниками, умение глубоко осмыслить и философски интерпретировать тему.

Невзирая на обилие работ в трех залах музея, на их очевидную разноплановость и непохожесть, выставка тем не менее производит впечатление вполне собранной экспозиции. Она крепко "сколочена", насыщенна, информативна, дает основания для размышлений и сопереживаний.

Пять полотен, показанных Гавриилом Харитоновичем на вернисаже "Мастер и Мастера", не дают ни малейшего основания считать, что его участие в выставке сродни присутствию "свадебного генерала" на чужом семейном торжестве. Отнюдь! Кроме "Времени барокко", уверенную творческую основательность мастера подтверждают и его изысканнейший "Ночной блюз", натюрморт с почти светящимися в ночи причудливыми цветами, выполненный легко, на одном дыхании, как блестящая импрессия. Этими же размышлениями о времени и о себе особенно проникнут живописный экспромт "Знiчка" - монохромная картина, написанная исключительно темными, темно-серыми, "ночными" тонами, что само по себе является чрезвычайно сложной живописной задачей. Однако сложность живописной задачи, поставленной перед собой художником, осталась бы просто мастерским фокусом, если бы полотно не было украшено по верхнему краю удивительно чистыми, почти прозрачными точками сияющих в ночном небе далеких светил и прорезающей его по диагонали стремительной линией падающей звезды.

Почему я назвал эти заметки с выставки "Время - европейское"?

Потому что выставка, где мастер и его ученики показали свои работы, свидетельствует: Беларусь располагает живописной школой, причем не единственной, которая не останется незамеченной на любом европейском фоне, во всех поясах европейского времени; располагает работами, которые будут уместны в любой европейской музейной и частной коллекции.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter