Время допрашивать... камни

Длинная дорога к тайне
Длинная дорога к тайне

Примерно 20 лет назад ученые–геологи принялись привлекать наше внимание к самым невзрачным историческим памятникам — ледниковым валунам — и убеждать в том, что таинственные камни достойны внимания не только специалистов, но и дилетантов–туристов. Валуны, перенесенные на территорию нашей страны древними стихиями сотни тысяч лет назад, помнят зарождение на белорусской земле первых стоянок людей, а позже — ранних племен и этносов. Многие такие глыбы хранят «памятки», тысячелетия назад оставленные далекими предками, а некоторые, похоже, имеют не только историческую ценность.

Для того чтобы поразмышлять о судьбах цивилизации, осматривая валуны, можно просто заглянуть в минский парк камней, где для удобства посетителей необычные раритеты распределены по отдельным тематическим экспозициям. А можно пойти тернистой дорогой, по которой еще не ступала нога праздного туриста, и отправиться на поиски застывших свидетелей древности вслед за геологами. Я выбрала второй путь и, как мне кажется, не ошиблась: те камни, которыми довелось любоваться, по мощи и колориту сильно отличаются от собратьев, выставленных в заповеднике.

...О том, что где–то на границе Зельвенского и Мостовского районов лежит 42–тонный (!) валун с вкраплениями драгоценных камней, я узнала случайно и, признаюсь, не сразу рассказчику поверила. К удивительной глыбе, перенесенной ледником с территории Скандинавии примерно 200 тысяч лет назад, меня согласился провести местный эколог Сергей Миканович. Без человека, прекрасно знающего здешние места, мне пришлось бы туго. Сидя за рулем своего старенького «Фольксвагена» и время от времени сверяясь с геологической картой, он совершенно спокойно отреагировал на то, что на нашем пути к драгоценному (по–настоящему!) камню закончились все дороги. Что ж, пришлось несколько километров «скакать» по замерзшим комьям убранного свекольного поля!

Издали валун казался грязно–розовым — ничего особенного. Присмотревшись внимательно, можно увидеть, что его поверхность состоит из разноцветных узелков, величиной со спичечную головку. «Ярко–красные — рубины», — объясняет мне Сергей Иванович. Но даже увиденное собственными глазами, не развеяло мой скептицизм окончательно. Впрочем, все сомнения в подлинности и уникальности застывшего прииска развеял заведующий редакционно–издательской группой Института геохимии и геофизики НАН Валерий Винокуров, который лично определял состав камня: «В основном — это гранит. Но есть и гнездовья красных гранатов — до трех сантиметров шириной. Такие камни в просторечии и называются рубинами». Так что сказка о хранящем в себе драгоценности валуне оказалась правдой.

Очередной объект внимания моей экспедиции — ритуальные камни, на которых оставили свой след люди, жившие на Зельвенщине в первом тысячелетии до нашей эры. Таких в минском музее валунов пока нет — их всего–то на территории Беларуси чуть больше двадцати. Еще несколько десятилетий назад ученые были уверены, что их нет вообще и что традиция делать святилища из камней до наших мест не дошла, остановилась севернее латвийской границы и где–то на территории Литвы. Только в последние годы их начали находить белорусские геологи. Ученые рассказывают, что в глубокой древности люди костью или камнем выбивали на поверхности гранита углубления в несколько сантиметров. Туда наливали жир или масло, закладывали фитиль и зажигали огоньки. В темноте такие «светлячки» выглядели волшебно. К слову, пока европейским исследователям (а подобные камни есть в Литве, Эстонии, Латвии, Финляндии и Швеции) не совсем понятен смысл таинственного действа: то ли проявление культа мертвых, то ли элемент поклонения Солнцу?

...Я обхожу вокруг валуна. Земля возле него подрыта со всех сторон. Наверное, думаю я, сельчане пробовали выкопать махину из земли и вывезти за пределы поля. Но у геологов свой взгляд на историю подкопов. По их мнению, здесь слишком часто искали клады. Каменные святилища считались заколдованными. Предания о том, что под ними должны быть закопаны несметные сокровища, оказывается, бередили умы не только викингов, но и наших земляков.

«Если бы колхоз захотел выкопать камень и увезти — выкопали бы и увезли. В свое время хозяйственники взорвали немало геологических памятников, в том числе и республиканского значения. Не обошли и Зельвенский район, где уничтожили группу валунов, которую называли «окаменевшей свадьбой». Вообще же из известных по литературным источникам 205 валунов здесь сохранились считанные единицы», — сокрушается Валерий Винокуров. Он уверен, что сейчас главное — не потерять оставшихся свидетелей древности. Ведь наука не стоит на месте, и, вполне возможно, рано или поздно старики «заговорят» и откроют нам сенсационные страницы истории. А кое–что у валунов можно выведать уже сейчас — надо только уметь слушать...

Фото автора.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter