Малая родина — что мы вкладываем в это понятие?

Время для малой родины

Малая родина — что мы вкладываем в это понятие? Место рождения. Место, куда тянет. Место, связанное с рассказами родителей, бабушек и дедушек... Если не брать во внимание формальные описания, то ответов будет немало. Год малой родины — это в первую очередь повод задать себе вопрос о том месте, которое важно для тебя и на которое порой нет времени.


Родина моей мамы Галины — Борисов. Это город, в котором я проводил каникулы с бабушкой Маней и дедушкой Хоней. Оба они потеряли свои семьи в годы Холокоста в гетто в Варшаве и Борисове и научили меня любить и ценить данное нам Всевышним и помнить о том, что нельзя забыть. Бабушки и дедушки уже нет, но бывать в местах их рождения для меня важно. Хотя времени на это нет.

И вот в Год малой родины я получил два приглашения. Одно пришло из еврейской общины в Борисове с просьбой провести пасхальный седер. Для меня было очень важным посетить этот город на праздник Песах, но вопрос времени и договоренностей быть в других общинах достаточно актуален. Поэтому прежде, чем ответить, что я очень занят, уточнил, может ли община собраться не в первый день, когда нужно провести седер, а позже. Ответ был положительным. Мы приняли решение собраться вместе не в первый вечер, а в вечер наступления седьмого дня праздника, который не менее значим, чем первый, и провести также седер по всем правилам. Кстати, в самой общине такой седер седьмого дня праздника Песах с раввином будет совершен впервые.

Второе приглашение нам с супругой пришло на саммит Лиммуда в Варшаве. Лиммуд — это возможность делиться своими знаниями, связанными с еврейской традицией и культурой, и приобретать новые, учить и учиться. Подобные встречи-конференции проходили в нашей стране в Витебске и Минске, и, конечно, я посчитал важным принять участие в саммите в Польше, чтобы обсудить будущее таких встреч. А кроме всего прочего, Варшава — это еще и родина моего деда. Времени, как всегда, не было, но было желание его найти. При всей быстротечности нашей жизни мы не всегда задумываемся, что отложенное на время может быть отложено навсегда.

Для посещения родины бабушки вечером 5 апреля к началу седьмого дня праздника Песах в общине “Свет Меноры” и саммита Лиммуд в день Памяти Холокоста и героизма, выпадающий в этом году на 12 апреля, на родине дедушки было несколько весомых причин. И одна из них — Год малой родины, объявленный в стране.

В Талмуде есть такое понятие, как “тана кама” — это когда возвращаются к первоначальной позиции, изложенной мудрецом, нередко для того, чтобы найти ответ или понять ход дискуссии. Посещение малой родины, даже если не своей (я уроженец Минска), а тех родных, которые столь дороги тебе, — это как тана кама. Нужно знать, откуда ты пришел, чтобы держать путь дальше. Будь то путь перехода евреев через море, которое Всевышний разверз, чтобы вышли они из египетского рабства навстречу свободе и вере, или путь собственных достижений каждого из нас, которые были мечтами еще в детстве. И пусть каждому из нас хватит времени и сил на то, что нам действительно важно.

Раввин Григорий Абрамович
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter