Бизнес и власть делают реальные шаги навстречу друг другу

Время делать бизнес

Бизнес у нас часто описывают в мрачных тонах, как какой–то особенный крест или подвиг. Да, определенные проблемы были, есть и будут, без них в любом государстве не обойтись. Но жаловаться всегда проще, чем решать и преодолевать. Когда мы начинали в 1991 году, предпринимательская инициатива только пробуждалась. Условия для ведения бизнеса были очень сложными, порой казались непреодолимыми. Далеко не все были готовы рисковать и начинать с нуля. Мой первоначальный штат — всего четыре человека, и нащупать свою нишу нам удалось далеко не сразу. Первые три модели мужской обуви под торговым знаком «Марко» увидели свет в 1994–м. В те годы деньги обесценивались с невероятной скоростью, и я быстро осознал, что для серьезного дела нужен крепкий фундамент — производство. Все заработанное стали вкладывать в развитие. Работали прозрачно, не нарушая закон. Без этих принципов не думаю, что смогли бы стать лидерами рынка.



Сегодня на предприятиях «Марко» работают 5,5 тысячи человек. Холдинг выпускает 4 миллиона пар обуви в год. Это — рекорд для СНГ. Почти половина продукции идет на экспорт, преимущественно в Россию, а по продажам обуви в Беларуси на «Марко» приходится 42 — 45 процентов. Многие спрашивают: в чем секрет успеха? Мы никогда не стояли на месте, даже в самые трудные времена. Когда все вокруг жаловались и критиковали суровый деловой климат, мы брались за новые, не всегда выгодные проекты. Некуда было пригласить гостей — открыли ресторан. Взяли на буксир полумертвый пивзавод. Забрали убыточный «Красный Октябрь» — с долгами рассчитывались несколько лет. Вопреки всему строили в кредит известную в Витебске пирамиду «Марко–сити».

В кризис, когда экономика в стране была далеко не в плюсе, приступили к масштабной реконструкции мехового комбината. В конце этого года на окраине Витебска начнет работу уникальное предприятие по переработке пушнины и овчины, пошиву изделий из меха. Это будут, по сути, четыре довольно крупные фабрики, где получат работу около 500 человек.

На днях в интернете активно и не слишком доброжелательно обсуждали льготные условия кредита, который выделен «Марко» на создание кожевенно–обувного холдинга под гарантии Правительства. Но без господдержки инвестиционные проекты такого масштаба воплотить нереально — это и есть государственно–частное партнерство. Если говорить прямо, гораздо проще и дешевле было построить новое предприятие в чистом поле. Помимо того что у комбината–банкрота было 40 миллиардов долгов старыми деньгами, в его реконструкцию нужно вложить колоссальные средства — около 30 миллионов долларов. Мы год потратили на получение кредитной линии именно в наших банках, ни один не дал нам денег под строительно–монтажные работы. Предлагали брать в валюте или под проценты, которые выглядели как безумие. Еще год — с февраля 2016–го — не могли выработать с банком условия оплаты. А ведь «Марко» имеет вес и репутацию на рынке.

Недоступность кредитных ресурсов — главный барьер для развития малого и среднего предпринимательства. Дело не только в высоких процентных ставках. Проблема и в том, что каждый банк ведет кредитную политику по–своему, причем далеко не всегда руководствуется здравым смыслом и рыночными отношениями.

В то же время законодательство предлагает серьезные преференции по программе развития малых городов. Это уникальная возможность начинать бизнес, в том числе для иностранных инвесторов. Но всех их очень волнует вопрос собственности на землю. В остальном нормативная база уже содержит все необходимые рычаги для развития деловой инициативы. Только на местном уровне часто начинается пробуксовка. Это неудивительно, ведь бизнес у нас долго расценивали как работу «на себя». Общество и власть не воспринимали труд предпринимателя как что–то социально полезное, достойное уважения. И до сих пор сказывается незнание, непонимание или нежелание конкретных чиновников брать на себя хоть какую–то ответственность. Вот и получается: вроде на законодательном уровне все предусмотрено, но на практике каким–то частоколом огорожено.

Во время «Большого разговора с Президентом» стало ясно, что государство готово уменьшить контролирующие, проверяющие, надзорные функции и дать частнику больше свободы. Все это — не просто предложения. Рабочая группа при Правительстве уже собирает мнения практиков, чтобы подготовить изменения в нормативной базе. Но для того чтобы в отношениях бизнеса и власти появилось больше доверия, нужно время и реальные шаги навстречу друг другу.

Что касается жалоб на нестабильные и трудные времена, практика показывает: если инвестиции выбраны правильно, кризис — хорошее время для рывка вперед. В 2015 году мы построили свой логистический центр и стали развивать фирменную торговлю. В этом году откроем 30 магазинов в российских регионах. Три уже работают в Туле, Воронеже и Рязани. Активное продвижение бренда ведем в интернете: через известный сайт продается тысяча пар в день. В этом году в состав холдинга войдет фабрика в Белоозерске, которая будет производить спортивную обувь, рабочую и специальную — для армии, например. К 2018 году на «Марко» будет около семи тысяч работающих. Мир рушится, мир строится — древнее изречение, и его нужно помнить каждому, кто собирается открыть свое дело.

Николай МАРТЫНОВ, владелец и генеральный директор холдинга «Белорусская кожевенно–обувная компания «Марко», член Совета Республики Национального собрания Беларуси, член Совета по развитию предпринимательства.

Советская Белоруссия № 28 (25163). Пятница, 10 февраля 2017

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter