Время большой руды

Разлад с «Уралкалием» остался позади, и наши продавцы калийных удобрений научились работать самостоятельно и не зависеть от партнера. Вместе с тем нельзя не признать: конфликт, произошедший летом прошлого года, не только негативно повлиял на одну из главных статей белорусского экспорта, но и внес сумятицу в ситуацию на мировом рынке хлоркалия.

НЫНЕ работу Белорусской калийной компании (БКК) можно сравнить с жизнью после развода

Разлад с «Уралкалием» остался позади, и наши продавцы калийных удобрений научились работать самостоятельно и не зависеть от партнера. Вместе с тем нельзя не признать: конфликт, произошедший летом прошлого года, не только негативно повлиял на одну из главных статей белорусского экспорта, но и внес сумятицу в ситуацию на мировом рынке хлоркалия.

Сегодня в БКК заявляют, что естественные механизмы калийного рынка, тяготеющего к стабильности и четким правилам, постепенно отлаживаются, хотя конкуренция между производителями продолжает оставаться острой. Не обходится и без ставших, к сожалению, традиционными информационных вбросов. Маркетинговые «войны» явно переместились из сферы продаж и переговоров в сферу массмедиа, причем не всегда понятно, кто и за что воюет.

Что касается работы БКК на мировом рынке калия, то компании удалось достаточно быстро отыграть свои «доразводные» позиции. Рынок оживился, экспорт калийных удобрений растет, предприятие «Беларуськалий» не только работает, но и значительно увеличило объемы производства. Гендиректор предприятия Валерий Кириенко недавно даже, описывая ситуацию, образно сказал, что для солигорских шахтеров наступило «время большой руды».

Прошедший март стал рекордным для белорусских трейдеров — за рубеж было отгружено около 1 млн. тонн хлоркалия и экспортировано более 950 тыс. тонн. Ранее о таких объемах наши экспортеры и не помышляли. В планах на апрель — реализация не менее 850 тыс. тонн. Цифры, кстати, приводятся без учета объемов поставок на внутренний рынок. Как недавно заявили в Правительстве, в нынешнюю посевную кампанию затраты на внесение удобрений планируется заметно увеличить — на их закупку в бюджете запланировано 7,2 трлн. рублей.

Господин Кириенко считает также: «Главная наша задача — достичь увеличения стоимости наших удобрений, обеспечив тем самым нормальное функционирование предприятия и поступление валютной выручки в страну. Да, сегодня мы наблюдаем благоприятную обстановку по продаже калия: покупатель понял, что цена определена, есть предпосылки к тому, что она будет постепенно повышаться. Поэтому увеличиваются объемы производства».

Как журналист, давно пишущий на темы отрасли, хочу заметить, что прогнозы руководителя «Беларуськалия» до этого времени сбывались. В начале января он заявил о плановом объеме экспортных продаж калийных удобрений в 500 тыс. тонн. Ему мало кто поверил, но итоговая цифра оказалась даже выше оценочной: по данным Белстата, на 39,9% больше по сравнению с январем 2013 года и на 10,6% выше по сравнению с декабрем 2013 года. Валютная выручка от экспорта калийных удобрений в начале года также выросла — она составила 142,3 млн. долларов, увеличившись на 3,8% по сравнению с январем 2013-го. Исключительно успешным был и февраль. Казалось, станет недостижимым рекордом, но тут подоспел весенний покупательский бум, связанный с началом посевных кампаний по всему миру.

Самое приятное для нас — это то, что рынки, закрывшиеся после ситуации с «Уралкалием» по причине резкого снижения цен, вновь начинают оттаивать. Среди них и такие, которые трейдеры называют стратегическими. Так, недавно БКК заключила контракт на поставку 250 тыс. тонн калийных удобрений в Индонезию. Вообще, в Юго-Восточной Азии позиции БКК очень сильны, компания, в частности, активно наращивает свое присутствие во Вьетнаме.

«Спрос растет — настроение покупателей прямо противоположно тому, которое царило осенью. Тогда импортеры были осторожны и сдержаны в покупках, ожидая, что цена на калий будет падать. Настороженное отношение было и к новой команде БКК. Сейчас, наоборот, перспектива роста цен подстегивает спрос, а обновленная Белорусская калийная компания завоевала доверие партнеров», — комментирует генеральный директор БКК Елена Кудрявец.

В свое время разрыв партнерских отношений между российским и белорусским производителями калийных удобрений был аргументирован российской стороной просто: вот, мол, у нас новая эффективная стратегия, она нам принесет несметные богатства и огромную долю на рынке. Но, увы, план российских стратегов не сработал. Доля «Уралкалия» на мировом рынке, может, немного и выросла, но зато прибыль предприятия сократилась в 2013 году на 36%, выручка уменьшилась на 13%, кредиторская задолженность выросла вдвое. В качестве довеска к этим обидам можно присовокупить тот факт, что белорусы, как оказалось, могут торговать и сами. И ничуть не хуже, чем если бы ими руководили «варяги».

Единственное, чего добился «Уралкалий», — на рынке появился крупный и серьезный игрок, прямой конкурент российского производителя. У новой БКК в активе молодая, энергичная и целеустремленная команда, результаты работы которой мы уже имеем возможность наблюдать, известный бренд и формирующаяся репутация дисциплинированного участника рынка. Понимая это, бывшие партнеры пытаются отыграть упущенное. В результате в российских СМИ то и дело появляются публикации, в которых сообщается, что компания «Уралкалий» вновь ведет переговоры с «Беларуськалием» по созданию нового трейдера. Обсуждаются разные схемы, при которых россиянам будет принадлежать немалая доля в новом СП, которое должно быть зарегистрировано в Москве. Однако белорусская сторона пока явно не согласна на такие условия, благо теперь она вполне может сама их диктовать.

Александр БЕНЬКО

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter